WACKEN OPEN AIR
Вакен, Германия,
2-4 августа 2001 г.

До сих пор не верится, что у нас все получилось. Даже сейчас, когда я снова дома и пишу эти строки, в голове не укладывается, что мы побывали в Германии на самом большом металлическом фестивале в мире. Однако последний альбом Rage "Welcome To The Other Side" с автографами всех участников группы, который сейчас играет в моем музыкальном центре, все-таки не дает мне усомниться в реальности тех событий, о которых я собираюсь вам рассказать - да, MetalKings.ru стали первым российским металлическим проектом, получившим аккредитацию на Вакене. Хотите знать, что мы там делали? Читайте дальше.

 

2 августа

Не буду утомлять вас рассказом о том, как мы добирались до Германии, эта история слишком длинна и сама по себе получится объемом с этот отчет. Начну с момента, когда представители MetalKings.ru (Lynx, Fireball и ваш покорный слуга) сошли с автобуса и оказались на окраине Вакена. Для тех, кому это название ничего не говорит, рассказываю: Вакеном называется маленький городок на севере Германии недалеко от Гамбурга. Каждый год в начале августа он превращается в Мекку для металлистов, которые съезжаются сюда со всех уголков света, чтобы увидеть выступления своих любимых групп под открытым небом перед немереной толпой фанатов. Фестиваль проводится в поле рядом с Вакеном. На его территории размещаются четыре сцены, место для раздачи автографов, помещение для интервью, десятки палаток с новыми и подержанными компактами, атрибутикой, одеждой, едой и, конечно, пивом (которое, правда, продавалось по совершенно грабительской цене). На три дня в году в городе и его окрестностях концентрация металлистов на квадратный километр выше, чем в любой другой точке мира.

click to enlargeЕсли вы отправляетесь в Вакен, готовьтесь к неожиданностям. Первая из них настигла нас, когда мы стояли в очереди за аккредитацией. Пройдя от автобусной остановки два километра ускоренным шагом с полной выкладкой (в смысле, неся на себе весь багаж), мы совершенно выбились из сил. Тем не менее, мы все-таки обратили внимание на велосипедиста, который подъехал к очереди и завел разговор с каким-то своим знакомым. Велосипедистом оказался ни кто иной, как Йорг Михаэль, легендарный барабанщик, игравший, помимо прочего, в таких командах как Rage, Mekong Delta и Stratovarius. Самое интересное, что стоящие в очереди журналисты совершенно игнорировали Йорга, который, тем временем, постоял у окошка для раздачи аккредитаций, уехал и снова вернулся. То ли все остальные устали не меньше нашего, то ли коллективный приступ робости напал…

Но это было только начало. Получив, наконец, аккредитации, мы поставили палатку и отправились исследовать территорию фестиваля и т.н. "территорию за сценой" (backstage area), благо до начала концертов оставалась еще пара часов. Самым интересным местом за сценой (если, конечно, не считать халявных туалетов и душевых кабинок) оказался бар, где, по идее должны были тусоваться музыканты и представители шоу-бизнеса. Однако в первый фестивальный день бар практически пустовал, и мы направились на территорию фестиваля. Эта территория - еще один особый разговор, поскольку интересных мест там более чем хватает. Мы в основном зависали в палатках, торгующих компактами, благо цены там были вполне умеренными, а выбор - просто сказочным. Тем не менее, все осмотреть нам так и не удалось, поскольку вскоре основная сцена фестиваля, которая называлась Mega Stage, подала признаки жизни.

-- FINNTROLL --
click to enlargeНа самом деле, открывать фестиваль доверили туркам Knight Errant, но я их как-то пропустил, и для меня первой группой на Вакене оказались "финские тролли". Надо сказать, такая честь досталась "троллям" вполне заслуженно, поскольку их коктейль их блэка и финского фолка неслабо расшевелил толпу, а сценическая энергетика оказалась и вовсе запредельной. Авторы восторженных отзывов о концерте Finntroll в Питере ничуть не погрешили против истины - шоу было действительно великолепным. "Тролли" исполняли материал с обоих альбомов, и я вряд ли смогу выделить лучший номер, поскольку все песни звучали замечательно. Особенно сильное впечатление на нас произвел рыжеволосый субъект, который появился на сцене всего на двух песнях, причем в первый раз - с акустической гитарой, а второй - с огромным бубном. Помимо игры он еще пытался подпевать, что, впрочем, получилось у него не особенно хорошо - его почти не было слышно. Жаль, что мы так и не встретили этих ребят за сценой после концерта.

click to enlargeСледом за "троллями" должны были выступать Crematory, но они торчали в пробке где-то на пути к Вакену, так что на сцену вышла совсем другая команда - никому не известный коллектив с чудесным именем Impotent Seasnakes (морские змеи-импотенты). Не могу ничего сказать об их выступлении, в это время я предпочел пойти порыться в лотках с компактами. Мы также заскочили в помещение для интервью, где нам посчастливилось поймать Доро Пеш и Сабину Классен (Holy Moses), которые раздавали автографы и фотографировались с фэнами. Доро искренне обрадовалась, когда мы стали благодарить ее за великолепный концерт в Москве - похоже, посещение российской столицы и прием московских фэнов и вправду ей запомнились.

-- W.A.S.P. --
click to enlargeВы даже не представляете, с каким нетерпением я ждал прихода того дня, когда я смогу увидеть Блэки Лоулесса на сцене. Я фанатею от W.A.S.P. уже почти десять лет, и попасть на их концерт всегда было моей мечтой. Правда, "живые" треки с переиздания "Crimson Idol" вселили в меня опасение, что вокал Блэки на концерте будет звучать слабовато, да и недавний уход гитариста Криса Холмса также не добавил мне оптимизма. Тем не менее, шоу удалось если не на 100, то хотя бы на 90 процентов. Блэки пел безупречно, да и остальные музыканты достойно отработали свой хлеб. Особых театрализованных элементов почти не было, но они, на мой взгляд, и не были нужны, одной музыки W.A.S.P. вполне достаточно. "Wild Child", "I Wanna Be Somebody", "The Real Me", "The Idol", "Animal (Fuck Like A Beast)", великолепный звук и свет - казалось бы, что еще нужно для полного счастья? А вот нет, как раз сет-лист меня и разочаровал. У W.A.S.P. только что вышел новый альбом, весьма неплохой к тому же, а они почему-то сыграли с него только одну песню ("Let It Roar"). Классика - это дело хорошее, но такой команде, как W.A.S.P., еще рано столь много внимания уделять прошлому.

Блэки и его группа закончили выступление около полуночи, и настало время ложиться спать. Однако сон на Вакене - не для тех, кто слаб здоровьем. Хотя первая ночь и оказалась самой теплой из трех, все равно было жутко холодно, да еще и дождь поливал до рассвета. Так что если едете на Вакен, не забудьте прихватить с собой палатку, теплые вещи и спальный мешок, а то окажетесь в больнице и пропустите все самое интересное.

 

3 августа.

Во второй день мы проснулись в девять утра, поскольку группы начинали играть уже с десяти. Впереди нас ждал долгий металлический день.

-- NOSTRADAMEUS --
Для молодой команды ребята отыграли неплохо. Все было в рамках жанра, и гитарист - в а-ля мальмстиновском прикиде (манжеты и т.д.), и героические стойки вокалиста, и скоростные соло гитары и клавиш. Держатся на сцене бодро, весело, вокалист порадовал умением завести зрителей, (кстати, только что проснувшихся и находящихся только в предвкушении встречи с более именитыми кумирами). Правда, одну хорошую песню ("The Crown's Inn") ребята завалили неким сумбуром в соло и передвижении по сцене, но общее впечатление произвели явно положительное. - Fireball

-- NIGHTFALL --
Одна из лучших металлических команд Греции уже года два не выпускала ничего нового, но у Германии поклонников у них все еще хватает, так что, несмотря на ранний час, у сцены собралась достаточно впечатляющая толпа. Выступление Nightfall понравилось всем - в сет вошли как вещи с последних альбомов "Diva Futura" и "Lesbian Show", так и несколько ранних, классических композиций. Группа давно уже отказалась от блэка, и ее современная музыка представляет собой смесь металла и готик-рока, но мне они даже больше нравятся в своем сегодняшнем обличье. Единственным недостатком был вокал - когда певец рычит и кричит, все нормально, а как начнется партия чистого голоса, как вокал становится неразборчив на фоне гитар.

После этого мы направились в палатку Totalrock/Bullet TV, чтобы посмотреть и послушать интервью Блэки Лоулесса. Блэки вышел к народу без грима (так он выглядит лучше, на мой взгляд) и, что самое удивительное, в хорошем расположении духа. Он подробно рассказал о вчерашнем концерте, уходе Криса Холмса, о том, почему ему не нравится диск "Inside The Electric Circus" и т.д. Когда аудитории предложили задавать вопросы, я поинтересовался, правда ли, что первое демо W.A.S.P. продюсировал "киссовский" гитарист Эйс Фрили. Блэки ответил, что все это слухи, и что хотя они и знакомы с Эйсом с детства, тот никогда ничего не продюсировал для W.A.S.P. По словам Блэки, менеджер Эйса (а ранее Kiss) Билл Окойн чуть не стал менеджером W.A.S.P. в 1983 году, но группа предпочла Рода Смоллвуда, с которым работает до сих пор, поскольку Билл был слишком занят делами Билли Айдола. Самый оригинальный вопрос был задан фэном из Турции, который поинтересовался, кто у Блэки любимая порно-звезда. На это Блэки, хитро ухмыльнувшись, ответил: "Ты!"

-- LACUNA COIL --
Выступление итальянских готик-металлистов получилось на удивление динамичным и гораздо более интересным, чем их зачастую слишком атмосферные альбомы. Кристина Скаббиа и Андера Ферро были в отличной форме, и их вокальный дуэт стал для меня одним из самых замечательных моментов фестиваля. Что касается инструменталистов, то гитары и барабаны звучали гораздо тяжелее, чем в студии, и в итоге выступление превратилось в просто набор хитов, из которых меня больше всего впечатлили "When A Dead Man Walks" и "Halflife". Немаленьких размеров толпа, которая собралась поприветствовать музыкантов и получить у них автограф после выступления, явилась лучшим доказательством успеха.

click to enlarge-- NAPALM DEATH --
Довольно забавное впечатление. Великий Барни Гринуэй оказался немолодым дядей в шортах и на тонких ножках, неуклюже бегавшим и нервно махавшим руками, как будто это вовсе не сам Барни, а пионер из подмосковной начинающей команды, не умеющий пока держаться на сцене. В общем, брутальность получилась несколько смазанной, что не отразилось на отличном качестве исполнения музыки. Эдакий интеллигентный дэт для тех, кому за… особенно по сравнению с бритыми американцами из Carnal Forge, которые незадолго до заслуженных британцев обрушили с этой же сцены на головы почтенной публики звериное месиво агрессии и мяса. - Fireball

 

-- EXCITER --
Я посмотрел лишь небольшую часть этого выступления, поэтому буду краток. Тотальный спид метал, по звуку практически неотличимый от последних студийных дисков легендарной канадской команды. У Exciter присутствует невероятный драйв, мощь и click to enlargeагрессивность, но если вы хотите услышать хоть немного мелодии, забудьте про эту группу. Больше всего мне понравится первый трек "Stand Up And Shout".

-- PAUL DI ANNO --
Обидно до слез, тем более мне, как любителю первых 2-х альбомов Iron Maiden. А ведь ничего, кроме старого материала не было… жалко и обидно смотреть и слушать человека, стоявшего у истоков NWBHM. Впечатление изо всех сил пытаются сгладить братки из набранного состава - они рубят здорово, уважительно по отношению к классике, да только вот сам классик ведет себя неподобающе - неумно кривляется, краснеет лицом с натуги, заигрывает с а-ля дэтовым вокалом (зачем, Павел?), хотя сам постарел и голосок подсел, и был-то не Дикинсон… - Fireball

-- SILENT FORCE --
click to enlargeТворчество ДиСи Купера, представленное на фестивале, меня не особо впечатлило. Диагноз самый, что ни на есть распространенный - отсутствие мелодий. Атмосферная, нетяжелая музыка чем-то напоминает Royal Hunt, но с изобретательностью тут туговато, Тем не менее как фронтмен Купер показал себя как крепкий профессионал. На узкой небольшой сцене, одетый в расшитый золотом камзол, он держался достойно, дружески общался с публикой и явно получал удовольствие от шоу. Единственный хит, прозвучавший за все выступление, а именно "River Of Pain" (Royal Hunt) он представил так: "Это песня из репертуара датской группы, название которой я не помню…" Как говорится, без комментариев. На обиженных воду возят… - Fireball

-- PRIMAL FEAR --
click to enlargeПауэр-метал в двух шагах от идеала. Невероятно тяжелый, но очень чистый звук, мощнейший вокал Ральфа Шиперса, да плюс к этому подборка супер-боевиков в сет-листе. Концерт начался с "Angel In Black", затем были "Silver And Gold", "Chainbreaker", "Running In The Dust", "Nuclear Fire" и много чего еще, а конец - реприза первого трека. Ну что тут сказать - просто не к чему придраться! Primal Fear rulezzz!

После выступления мы отловили Ральфа на пресс-конференции, устроенной Nuclear Blast Records. В ней также участвовали Роланд Грапов из Helloween, Вортекс из Dimmu Borgir и Бйорн Стрид из Soilwork. К сожалению, особо интересным это мероприятие не назовешь, поскольку большинство журналистов с трудом выдавливало из себя даже самые банальные вопросы, что-то типа "когда Helloween и Primal Fear будут играть в Эквадоре" или "будут ли Dimmu Borgir продолжать эксперименты в духе трека "Puritania". Ваш покорный слуга также не сумел блеснуть оригинальностью, но несколько вопросов Ральфу и Роланду все же задал.

MetalKings.ru: Роланд, помимо Helloween ты часто играешь с молодыми командами. Например, ты участвовал в записи последнего диска Squealer. Какими качествами должна обладать группа, чтобы привлечь твое внимание, чтобы ты согласился записаться с ними?

click to enlargeRG: Ну, не знаю, трудно сказать, она просто должна быть классной, ха-ха. Мне нравится мелодичная музыка… ну, не знаю, современная музыка… В большинстве случаев я записывался просто по дружбе, я уже был знаком с этими людьми и они просили меня помочь им. Я никогда не брал за это деньги.

MetalKings.ru: Ральф, пару лет назад Кай Хансен говорил, что он и ты собираетесь организовать совместный проект, на стороне от Primal Fear и Gamma Ray. С тех пор я ничего об этом не слышал, а какова ситуация в этом плане сейчас?

RS: Ты уверен, что это говорил Кай? Не было ничего такого, это просто слух.

MetalKings.ru: У Primal Fear не так давно появился новый гитарист. Расскажи что-нибудь о нем, и зачем вообще понадобилось менять состав.

click to enlargeRS: Иногда так получается, что не все в группе настроены "на одну волну". И именно такая ситуация сложилась в Primal Fear, когда нам пришлось менять гитариста. Мы сразу подумали о Хенни (Вольтере - прим. авт.), потому что мы помнили его игру в Thunderhead, он очень хороший металлический и рок-н-ролльный гитарист. К тому же, он играл в Sinner, вот вам еще одна причина, чтобы предложить ему место в Primal Fear. А что касается расставания с Томом (Нойманном - прим. авт.), то здесь, как я уже говорил, дело в персональных разногласиях.

MetalKings.ru: Роланд, будут ли Helloween когда-нибудь снова исполнять на концертах песни с "Pink Bubbles Go Ape" и "Chameleon"?

RG: Нет, не думаю. В последние годы мы всегда играли "Chance" с "Pink Bubbles…", а что касается "Chameleon"… нам больше не хочется играть эти песни, они слишком мягкие, слишком попсовые, да и фэны не очень-то любят тот альбом. Я знаю, что некоторым почему-то особенно нравится именно этот диск, но это совсем другая сторона Helloween, так что вам придется наслаждаться ею дома.

-- SONATA ARCTICA --
click to enlargeНаверное, столько энтузиазма я не видел ни у кого из выступавших в Вакене, но вот звук… Конечно, если бы я услышал такое в Москве, я бы сказал, что он весьма неплох, но на Вакене несколько другие стандарты. Нет, барабаны не забивали вокал, как у нас часто бывает, все инструменты было более-менее слышно, но гитары и клавишные сливались в одну плотную, но совершенно не селективную стену звука. Но этот недостаток с лихвой компенсировался энергетикой музыкантов, которые заставили отрываться и подпевать практически всю аудиторию, а посмотреть на "финскую пауэр-метал сенсацию" собралось очень немало народу. Тони Какко и компания в основном играли материал нового альбома "Silence" ("Black Sheep", "Weballergy") но лучшие треки с дебютника также не остались в стороне - "Blank File", "Replica" и завершающая сет "Full Moon" вызвали бурю восторга у публики (хотя последняя и звучала просто ужасно - кроме вокала вообще ничего не разобрать). Кстати, в толпе перед сценой нами были замечены Люка Турилли и Алекс Старополи из Rhapsody.

-- THERION --
click to enlargeНикогда не видел ничего подобного, и вряд ли скоро увижу. Помимо самой группы, на сцену вышел хор из восьми человек, который взял на себя большую часть вокальных партий. Therion снова доказали, что они являются лучшей symphonic metal группой современности, поскольку никому больше не удается так удачно смешивать классику и металл, и никто больше не может так гармонично вставлять хор в металлические песни. Необычная музыка сопровождалась не менее оригинальным светом, что в сумме сделало концерт совершенно незабываемым событием. И хотя оркестровки воспроизводились с пленки, сценическая энергетика от этого ничуть не убавилась. Наличие хора позволило Therion исполнить самые сложные песни - "Eye Of Shiva", "To Mega Therion" и т.д., которые также являются и наиболее любимыми треками у большинства фэнов. Так что вы можете себе представить, как принимали группу. Завершив симфоническую программу, Therion проводили хор со сцены, оставив только одного вокалиста, который и спел последний номер концерта - неожиданный кавер Iron Maiden "Revelations", ранее никогда не записывавшийся в студии. И снова исполнение было на высшем уровне, а прием у публики - фантастический. Да ради одного этого выступления стоило проехать две тысячи километров!

-- HELLOWEEN --
click to enlargeДержу пари, у Helloween что-то не в порядке. Михаэль Вайкат перед концертом был явно чем-то раздосадован, если не сказать раздражен, Роланд Грапов - подчеркнуто вежлив и непроницаем, Маркус Гросскопф - просто расстроен и печален, а Энди Дерис вообще нигде не показывался (и это при том-то, что он является одним из самых общительных персонажей в группе!). Да и на сцене, несмотря на великолепный звук и невероятных размеров толпу, пожалуй, самую большую на этом фестивале, чувствовалось какое-то напряжение. Честно говоря, мне больше понравился майский концерт Helloween в Москве, поскольку, несмотря на капитальные проблемы со звуком, в игре группы чувствовалось столько энтузиазма, что аудитория не могла это не оценить. Здесь же что-то все-таки было не так, и, хотя концерт имел успех, а я получил огромное удовольствие, какое-то неприятное чувство не давало мне покоя. К тому же, они опять не сыграли "If I Could Fly". Почему? Нам что, всю жизнь ждать, пока они сподобятся ее разучить? (Когда отчет уже был написан, мы узнали, что наши подозрения подтвердились: уже через 20 дней после Вакена Роланд Грапов и Ули Кюш покинули Helloween. - прим. авт.)

-- SAXON --
click to enlargeАнглийские ветераны металлической музыки отыграли самый длинный сет Вакена - порядка двух часов. Очевидно, в программу фестиваля такой поворот событий не входил, но стоило группе уйти со сцены, как зрители начитали требовать "продолжения банкета", и так еще и еще. Saxon недалеко ушли от своих корней, они продолжают играть NWOBHM вот уже двадцать с лишним лет, и именно такой подход позволяет им сохранять успех. На Вакене группа представила программу из лучших вещей, а среди сценических декораций выделялся "орел", огромная осветительная конструкция, перемещающаяся вверх и вниз по заднику сцены. Фэны были в восторге, остальные просто стояли и не без удовольствия наблюдали за происходящим.

-- DIMMU BORGIR --
Небольшое разочарование. После зловещего интро на сцену вышли шесть мужиков, которые сразу занялись инструментами и микрофонами - но это все, никакого представления я в тот вечер так и не увидел. И хотя мне очень нравится эта группа, мне оказалось не по силам дождаться окончания их программы. Я, честно говоря, думал, что эти ребята способны на нечто большее, чем просто выйти и отыграть песни с практически студийным звуком. Наблюдать это в два часа ночи было, мягко говоря, утомительно, и рассудив, что эти же песни можно и дома на компакте послушать, я ушел спать где-то в середине концерта. Блэк - это, конечно, хорошо, но и отдыхать иногда надо.

 

4 августа.

День начался с небольшого, но очень неприятного инцидента. Поднявшись поутру, мы обнаружили, что пока мы спали, кто-то стащил два кола от нашей палатки, и та приняла крайне неустойчивое положение. Наверное, чувак забыл или потерял свои колья и решил воспользоваться тем, что попало под руку. Учитывая, что палатку мы взяли напрокат, нам светила неслабая неустойка. И это чудило еще называет себя журналистом!? Поймал бы, точно бы в морду заехал. Так что хочу предупредить всех собирающихся в Вакен: следите за своими вещами. Даже если вокруг совсем нет преступности и царит дружеская атмосфера, всегда найдется парочка уродов, которые могут обломать весь кайф. Так или иначе, об инциденте скоро забыли, поскольку последний день Вакена обещал быть не менее интересным, чем первые два.

-- VINTERSORG --
Нельзя, конечно, сказать, что я приехал в Вакен специально, чтобы посмотреть на Vintersorg, но то, что шведские викинги, или "исследователи", как теперь называют себя Винтерзорг и его гитарист Маттиас Марклюнд, были в числе наиболее ожидаемых мной групп - это факт. Я, конечно, предполагал, что это будет нечто уникальное, но реальность превзошла даже самые невероятные мечты. Перед концертом не было никаких интро, да и вообще ничего особенного поначалу не происходило, группа просто вышла на сцену и начала играть. Однако я сразу понял, что нас ожидает нечто - Винтерзорг и его музыканты не только оказались настоящими профессионалами, они, к тому же, держались очень уверенно и вскоре полностью захватили внимание аудитории. Их микс из блэк-, викинг-, пауэр- и хэви-метала сам по себе уникален, а живое выступление только прибавляет ему мощи и увлекательности. А голос… О его голосе вообще бессмысленно рассказывать, я просто не знаю ни одного вокалиста, которого можно было бы сравнить с Винтерзоргом. У него совершенно уникальный тембр, а от внезапных переходов от чистого вокала к блэковому крику и наоборот просто дух захватывает. Звук был практически идеален, да и сет-лист заслуживает не меньших похвал - немного старых вещей, чуть больше новых, одна песня с еще не вышедшего альбома и непременный кавер - великолепная версия "Rainbow Demon" группы Urian Heep. Кроме того, Vintersorg были одной из немногих команд на Вакене, которые сыграли дольше, чем им полагалось "регламентом". Большинство коллективов, наоборот, играли меньше, чем было обещано программой, а вот Винтерзорг - другое дело. Даже когда распорядитель концерта показал ему, что нужно срочно закругляться, он продолжил играть и покинул сцену, только завершив последнюю песню ("Till Fjalls"), не обращая никакого внимания на рабочих, которые уже вытаскивали из-за кулис аппаратуру следующей команды. Невероятное выступление, одно из лучших, если не самое лучшее, на всем фестивале.

-- METALIUM --
Мне удалось посмотреть всего 25 минут из концерта этой группы, впрочем, этого вполне хватило, чтобы произвести на меня самое положительное впечатление. Музыка Metalium достаточно традиционна, но соответствует самым высоким стандартам жанра, а самое главное, группа пишет по-настоящему классные песни ("Free Forever", например). Качество звука было великолепным (хотя вряд ли кого на Вакене можно удивить хорошим звуком), и позволило группе продемонстрировать все свои сильные стороны. Певец Хеннинг Бассе, кстати, очень напомнил мне Валерия Кипелова, не по голосу, конечно, а по манере петь и держаться на сцене. Апогеем концерта стал классический "дип-перпловский" трек "Smoke On The Water", но и собственный материал Metalium принимался публикой с не меньшим энтузиазмом. Удивительно, однако, что когда группа вышла раздавать автографы, почти никто не проявил к ним интереса, что, впрочем, не относится к вашему покорному слуге, чей список "боевых" трофеев пополнился баночкой фирменного энергетического напитка "Metalium", украшенного автографами всей группы.

-- SOUL DOCTOR --
click to enlargeНу прямо-таки антиподы Sonata Arctica. Если горячие финские парни берут энтузиазмом, главный козырь Soul Doctor - профессионализм. Хотя, чего еще можно ждать от группы, в которой играют Йорг Дайзингер (экс-Bonfire, Sabu) и Томми Харт (экс-Fair Warning)? Они в шоу-бизнесе уже целую вечность, они играли в различных группах не один десяток лет, они сочинили десятки песен, так что как они могут быть непрофессиональными? Сет Soul Doctor состоял из хардовых номеров с налетом AOR, многие скажут, что в группе нет ничего особенного, но песни очень хороши, звук - о звуке вообще нечего говорить, а сценическое поведение музыкантов - ну, это нужно было видеть. Теперь я понимаю, почему Томми Харт ушел из Fair Warning, которые, как известно, давали очень мало концертов - просто он любит выступать. И откуда в человеке столько энергии берется? Да и голос у него хоть куда, ведь далеко не каждый решится петь на концертах "Whole Lotta Love" и "Black Dog" Led Zeppelin. Жаль, что на шоу было не очень много народу, но группа пока выпустила всего-то один альбом, так что у них еще есть время наверстать упущенное.

-- CREMATORY --
click to enlargeНесмотря на все дорожные перепитии, Crematory умудрились все-таки добраться до Вакена. И хотя для того, чтобы втиснуть их выступление в напряженный распорядок для, организаторам пришлось переделать полпрограммы, эти чрезвычайные меры никого не расстроили, ведь "короли готик-метал" в последний раз выступали на большом фестивале. Увы, после 10 лет очень успешной карьеры Crematory решили распасться, и для меня Вакен был последним шансом посмотреть их вживую. Концерт начался с песни с дебютного диска группы "Transmigration", а закончился композицией "Perils Of The Wind", последнего трека на последнем альбоме "Believe". В промежутке между этими вещами Crematory исполнили все свои главные хиты - "Tears Of Time", "Temple Of Love", "Fly", "Endless", "The Fallen" и т. д. Разумеется, шоу было великолепным, но все понимали, что группа прощается с фэнами, и это чувство не давало мне покоя весь концерт. Некоторые люди в толпе плакали, и даже небо не выдержало - в середине концерта внезапно пошел короткий, но сильный дождь. Прощайте, Crematory, нам будет вас не хватать!

-- RAGE --
click to enlargeШоу, которое Москва должна была увидеть, но так и не увидела, поскольку то, что в итоге произошло в зале ЦСКА в мае 2000 года никак нельзя назвать шоу. На этот раз Пиви, Виктор и Майк проявили себя с наилучшей стороны, собрав перед сценой внушительную и весьма активную толпу. Были исполнены три песни с последнего компакта "Welcome To The Other Side" ("Paint The Devil On The Wall", "The Mirror In Your Eyes", "Straight To Hell") и куча классики различных периодов, в том числе мои любимые "Sent By The Devil" и "From The Cradle To The Grave". Жаль только, что выступление было очень коротким, для группы такого ранга 45 минут явно маловато. На мой взгляд, Rage должны были быть в числе хэдлайнеров. Забавный случай произошел с нами после концерта, когда Rage вышли к народу. Получив автографы всех членов группы, мы сказали Виктору "спасибо" по-русски (если кто не знает, он родом из Беларуси). На что он, не моргнув глазом, ответил "пожалуйста" с настолько невозмутимым видом, как будто он встречает русских на каждом концерте Rage в Германии. Может, здесь так много русских? И все они - фанаты Rage? Ну, не знаю, не знаю…

-- SUBWAY TO SALLY --
Российским фэнам группа не очень знакома, поэтому скажу, что чем-то она напоминает нашу "Баба Яга" только на немецкий металлический лад. То есть - насколько я понял - обработки национального, фолкового наследия. Но не пивного, как на первом альбоме click to enlargeЭнжелриппера, а просто старинных народных песенок. Слушается очень необычно, но интересно. Видно, что группа популярна у себя на родине, так как не подпевали, казалось, только иностранцы, типа вашего покорного. - Fireball

-- TANKARD --
Сильное пристрастие к алкоголю делает похожими даже людей, между которыми, казалось бы, ничего общего нет. Вокалист группы Герре без устали (несмотря на приличное пузцо, которое, как известно, не ОТ, а ДЛЯ пива) носился по сцене, маразматически тряс головой и всем телом, в общем, олицетворял собой настоящую антитезу термину "фронт-мен", чем и создавал тот неповторимый шарм, сразу напомнивший мне Великого и Ужасного Оззи. Зал, вернее поле, не заставило себя долго ждать с реакцией и выступление, сдобренное такими хитами, как "The Morning After" и "Open All Night", прошло на ура. - Fireball

-- GRAVE DIGGER --
click to enlargeЭтот коллектив записывал в Вакене свой первый концертный альбом, поэтому звук был вычищен так, как только возможно, а исполнялась подборка лучших хитов (исполнен был даже старинный блокбастер "Heavy Metal Breakdown"). Grave Digger меня не разочаровали, но и ничем особенно не удивили. Классное выступление, классные песни, некоторые из которых знакомы мне уже много лет, великолепный новый гитарист Манни Шмидт (экс-Rage), но чего-то все-таки не хватало. Зажрался я уже, должно быть… Ну что ж, к хорошему быстро привыкаешь.

-- IN FLAMES --
Сайт Nuclear Blast утверждает, что 80 процентов посетителей Вакена приехали на фестиваль, чтобы увидеть In Flames. Это, конечно, преувеличение, но публика принимала шведов и их материал (что это такое, я думаю, знает любой читатель MetalKings.ru) просто восторженно. Концерт продолжался час, за который группа в основном исполнила песни с последних двух дисков, но и классика также не была забыта (вот "Episode 666" сыграли, например). Очень энергетически насыщенное выступление, даже по невероятно высоким местным стандартам, и песни - одна другой лучше. Melodic Swedish death metal - не самый мой любимый стиль, но впечатления у меня остались колоссальные.

-- NIGHTWISH --
click to enlargeУвидев Тарью незадолго до концерта, я не на шутку встревожился. Она заметно похудела, да так, что я ее не сразу узнал. Кстати, Nightwish - единственная группа, передвигавшаяся по территории фестиваля под охраной. Неудивительно, ведь сумасшедших фэнов у Тарьи хватает. Когда она "вышла в народ" для раздачи автографов, поклонники чуть ли не накинулись на нее, один презентовал огромный букет роз, а группа других постоянно орала: "Тарья, мы тебя любим!" или "Тарья, спой для нас!" Ну что могу сказать, выглядит она великолепно, но кардинальные перемены в объеме редко идут на пользу оперным певицам. Некоторые просто теряют голос, но, к счастью, к Тарье это не относится. Стоило группе выйти на сцену и заиграть "The Kinslayer", я сразу понял, что мои опасения беспочвенны - голос Тарьи ничуть не стал хуже. На самом деле, вокал был наилучшей частью концерта, поскольку звук в целом оставлял желать лучшего. Гитара и бас были смешаны в кучу, в результате создавая лишь фон для клавиш и вокала. Опять-таки, то, что в Москве пошло бы на ура, здесь не дотягивает даже до среднего уровня. Наверное, группа здесь не виновата, поскольку Motorhead, выступавшие на этой же сцене вслед за Nightwish, столкнулись с той же проблемой. Может, аппаратура просто не выдержала столь длительного металлического марафона. Так или иначе, спасти концерт могла только Тарья, и она справилась с этим блестяще. Как выяснилось, Тарья - не только великолепная певица, она еще и отличная "фронтвумен", свободно двигающаяся по сцене, а иногда еще и трясущая хайром не хуже длинноволосых вокалистов противоположного пола. Подборка песен в большинстве своем совпадала с видео "For Wishes To Eternity", добавлены были только две песни с макси-сингла "Over The Hills And Far Away", а также "Sleeping Sun", которую Nightwish никогда ранее не играли в Германии. Жаль только, что не была исполнена "The Carpenter", да еще что концерт был очень коротким, где-то 50 минут. Маловато будет!

-- HAMMERFALL --
Черт побери, вот это звук! Просто невероятно. Я подумал было, что все главные события Вакена уже позади, но тут произошло неожиданное. Мне очень нравятся диски Hammerfall, но ничего особенного от их концерта я не ждал. Всем известно, что записи этой группы тяжестью не отличаются, так что когда Оскар Дроньяк и его коллеги начали первую песню, я с перепугу решил, что ошибся сценой. Стена невероятно тяжелого звука, уступающего разве что Primal Fear, обрушивалась на толпу с такой силой, но земля дрожала под ногами. И кто-то после этого еще будет мне говорить, что Hammerfall - это "poser metal"? Да вы лучше на концерт сходите, прежде чем делать такие заявления. Группа с таким звуком - "poser metal"?! Когда Андерс Йоханссон играл вступление на барабанах к инструменталу "Raise The Hammer", джинсы начали вибрировать на наших ногах. Правда, звук такой мощи нельзя было назвать особенно чистым, но публике это было уже до лампочки. Мне лично песни Hammerfall в таком виде покатили даже лучше, чем на компактах. Программа началась с песни "Templars Of Steel" с последнего CD "Renegade", затем пошли лучшие вещи со всех трех дисков - "Steel Meets Steel", "At The End Of The Rainbow", "Way Of The Warrior" и "Destined For Glory", впервые сыгранная живьем на Вакене. Моя любимая песня ("Glory To The Brave"), как всегда, в сет не попала, но что делать, так у меня почти всегда. Я даже особо не расстроился, к такому повороту событий давно пора привыкнуть. На удивление отличное выступление.

-- MOTORHEAD --
У этого концерта было две особенности. Во-первых, Motorhead играли гораздо громче, чем все остальные группы. Во-вторых, они оказались единственной командой, которая не пустила фотографов в пространство между сценой и заграждением перед толпой, откуда удобнее всего фотографировать музыкантов. В остальном, концерт не сильно отличался от московского выступления Motorhead в декабре прошлого года. Даже сет-лист практически повторялся. Единственное отличие - это воскрешение легендарного "бомбера", огромной световой конструкции в форме самолета, которая начала двигаться во время одноименной песни и продолжала совершать маневры над головами музыкантов до конца концерта. С другой стороны, этой группе меньше всего нужно разнообразие, они знают, чего хочет публика, и они получают удовольствие от игры. Публика, однако, в этот раз не отличалась особой активностью, возможно, потому что мало кому удалось понять реплики Лемми и Фила между песнями из-за их жуткого акцента. Я лично не понял полностью ни одного предложения. Тем не менее, от концерта у меня остались самые положительные впечатления.

-- SODOM --
click to enlargeДа простят нас закаленные в боях с комсомольскими работниками и органами правопорядка олдовые российские металхэды, но шоу этого великого коллектива (начавшееся, как-никак, к 2-м ночи) немногочисленная команда MetalKings.ru почти саботировала. Я говорю "почти", потому что все-таки оценить мощный звук, отрубиться под одну из первых "Remember The Fallen", и увидеть надежду и опору немецкого трэша нам удалось. Публика, валившаяся с ног, перемещаясь после угарного выступления Лемми и Ко от одной сцены к другой, обрела вдруг энное дыхание и, уверен, не разочаровала Тома. Уставшие, мы добрались до палатки и заснули под сотрясавшие ночь громовые раскаты музыки Содом и благодарное ликование многотысячной армии металхэдов. Хотелось, чтобы эта ночь продлилась целый год, и чтобы мы проснулись на продолжении этого праздника музыки, зрелища всеобщего единения и бескомпромиссной преданности металлу. - Fireball

Тем не менее, поспать так долго нам не удалось, поскольку уже рано утром на следующий день нам предстояло отправляться в Россию. Не знаю, как насчет людей, которые имею возможность ездить в Вакен каждый год, но для нас троих поездка была просто фантастической, с кучей замечательных моментов, которые мы вряд ли когда-нибудь забудем. И как мусульмане верят, что каждый из них должен хоть раз в жизни совершить паломничество в Мекку, мы считаем, что каждый поклонник тяжелой музыки должен хотя бы однажды съездить в Вакен. Того, кто решится приехать сюда, ждет масса впечатлений, которые он нигде больше не получит, по крайней мере, столько классных групп на одном концерте нигде больше не увидишь. А если ты приехал сюда раз, обязательно захочешь вернуться. Да здравствует Вакен!

Текст: Roman The Maniac
Комментарии: Fireball
Фото: Lynx & Fireball

MetalKings.ru благодарят всех, кто принимал участие в организации и проведении фестиваля Wacken Open Air 2001. Автор также выражает отдельную благодарность Эске Нентвиг за помощь в получении аккредитации.

 

 

новости |  анонсы |  концерты |  интервью |  рецензии |  конкурсы |  обновления |  контакты |  главная |  sitemap

Copyright ® TheTroll's Independent 2001

Copyright ® Arseholio Productions 2001

Copyright ® MetalKings.ru 2001

All rights reserved any reproduction without quoting TTI is prohibited.