Фестиваль "Слава России. Слава Москве"
Мастер, Чёрный Кофе, Сергей Маврин, Шмели,
Иван Царевич, АнЖ, Харизма, Пилигрим

ПКиО Кузьминки, г. Москва, 27 августа 2005 г.

Наконец-то и в нашей стране появились свои open air metal фесты. Теперь об этом можно говорить как о состоявшемся факте. С промежутками в месяц прошли второй Открытый Рок-Фест в Красногорске, в этом году превратившийся в полноценный металлический open air, Rock Palace Open Air в Пушкине, и вот теперь фестиваль "Слава России. Слава Москве", прошедший в московском парке культуры и отдыха Кузьминки. Как грибы после долгожданного дождя; как вода, стремительно и бесповоротно разрушающая мощную плотину после того, как обнаружилась первая брешь; как молодые всходы, внезапно и одновременно появляющиеся на поверхности предварительно засеянной и политой земли, ворвались в металлическую жизнь нашей страны эти фестивали, свидетельствуя о нескольких важных фактах. Во-первых, о том, что металлическая сцена в России находится на явном подъёме после относительно пустых девяностых, ведь появляется множество групп очень неплохого уровня, которым теперь есть где репетировать с появлением многочисленных репетиционных баз, есть где выступать с появлением довольно большого количества рок-клубов, и есть где издаваться с появлением крупных и мелких фирм-издателей металлической музыки. Во-вторых, это свидетельствует о том, что всё больше и больше людей в нашей стране слушают металл (относительно девяностых, а не восьмидесятых годов, конечно), что во многом стало следствием первого пункта. И, в-третьих, о том, что богатые люди, любящие тяжёлый рок и пережившие нестабильные девяностые, готовы в наше более спокойное время практически безвозмездно отдавать свои деньги на развитие этой любимой нами и ими музыки. Всё это очень радует. Наконец-то это происходит. Согласитесь, мы давно этого ждали.

О фесте в общем

Фестиваль "Слава России. Слава Москве" проходил под эгидой Московской организации партии Единая Россия. В ПКиО Кузьминки на огромной поляне, размером с футбольный стадион, была поставлена здоровая сцена и организована вся полагающаяся фестивальная инфраструктура (несколько кафе, туалеты, продажа рок-атрибутики). Как и полагается на фестивалях такого размаха и уровня, зона для зрителей была отделена от специальной зоны для музыкантов, vip-персон и прессы, где была полностью своя, автономная инфраструктура, о которой чуть позже. Сильнейший состав групп, среди которых были такие признанные звёзды российского металла, как Чёрный Кофе, Мастер и Сергей Маврин, легенда советского рока группа Круиз и более молодые российские металлические коллективы Шмели, АнЖ, Иван Царевич, Харизма и Пилигрим, привлекли на этот фестиваль многих московских и подмосковных металлистов, а !бесплатный! вход на фестиваль способствовал тому, что даже сомневавшиеся было любители тяжёлого рока делали выбор в пользу посещения сего мощного драйвового действа. Очень трудно оценить точное количество людей, посетивших фестиваль, ведь народ то приходил, то уходил, и ко времени выступления хедлайнеров фестиваля металхэдов стало явно больше, чем было в его начале. По разным оценкам, в зависимости от заинтересованности оценщиков в полученном результате, итоговая цифра посетивших будет сильно различаться, но я, чтобы не ошибиться и не ввести вас в заблуждение, ограничусь весьма туманной, но зато правдивой формулировкой "несколько тысяч человек".

О названии и охране

"Слава России" - название, вызвавшее в металлических и околометаллических кругах довольно бурную негативную реакцию. Действительно, это название уже давно себя скомпрометировало, и называть так фестиваль было, по меньшей мере, неосмотрительно и нетактично. Название явно надо было формулировать как-нибудь по-другому. От такого названия не выиграл никто, в том числе и Единая Россия, под эгидой которой проходил фестиваль. Не думаю, что этой партии хочется ассоциироваться со скинхэдами и вообще крайне правой идеологией, а ведь "Слава России" у абсолютного большинства вызывает только такие ассоциации. Единоросы - правая партия, но не крайне правая; и пытаться сломать стереотип, называя так свой фестиваль, таким образом снижая остроту мессэджа, заключённого в этом призыве, явно не стоило, ведь от одного этого фестиваля сознание людей уж точно не изменится. И хоть в последний момент фест и переименовали в "Слава России. Слава Москве", многие ожидали, что, учитывая название фестиваля и место его проведения, да ещё и при бесплатном входе на фестиваль придёт много московской и подмосковной гопоты, в том числе и скинов. Но к моему удивлению никаких крупных скоплений скинов и прочих гопников мной замечено не было. Да ещё и милиции с ОМОНом было просто до фига, так что даже если бы что-нибудь и было, охрана фестиваля была бы к этому готова. Единственный недочёт в том, что касается безопасности фестиваля, заключался в том, что вместо мощных сплошных заграждений c нижней платформой-подножкой, которые в подобных случаях всегда устанавливаются, здесь сцену от зрителей отделял один ряд простых каркасных барьеров, более лёгких и менее устойчивых. Это заграждение было явно неадекватно колоссальной массе металлистов, собравшихся на фест. Поэтому с наступлением сетов хедлайнеров и, соответственно, возрастанием количества народа и его энтузиазма, хлипкий барьер между сценой и публикой держался исключительно благодаря чуть ли не двойному слою милиции, упершийся в барьер по всей его длине со стороны сцены. В какой-то момент толпа даже почти прорвала заграждение, но на место прорыва моментально были стянуты дополнительные силы, и ситуация вновь была взята под контроль.

О выступлениях

Теперь перейдём, собственно, к выступлениям групп. Первыми выступали Шмели, и тут же зажгли публику своим фирменным индустриально-роковым качёвым звуком, а вокалистка Лёс была, как всегда, неподражаема в своей экспрессивной манере двигаться и петь.

Шмели сыграли хорошо известные песни, многие из которых до этого были сыграны и на фестивале в Красногорске. В какой-то особо экспрессивный момент Лёс прямо на сцене поцеловала Шмеля взасос, чем привела часть публики в ещё большее оживление. Сет Шмелей прошёл очень драйвово и показался даже слишком коротким, до того в кайф было прямо в начале фестиваля услышать такую классную группу, да ещё и с очень неплохим звуком.

О звуке

Кстати, о звуке. На выступлении большинства групп он был на высоте. Всё-таки крупный фестиваль - это вам не клубная сцена, и возможности здесь совершенно другие. Чего стоит хотя бы тот показательный факт, что при исполнении незнакомых мне песен почти у всех групп можно было легко разобрать слова.

Снова о выступлениях

Вторыми выступала Харизма, молодая подающая надежды пауэр-формация, и отыграла очень неплохой сэт, дав понять, что с выходом её грядущего дебютного альбома у групп Эпидемия, Arida Vortex и Shadow Host появится серьёзный конкурент в борьбе за второе место в российской пауэрметаллической иерархии.

При выступлении группа отличилась постоянной сменой гитар (один из гитаристов сменил 3 или 4 инструмента, в том числе сыграв одну песню и на электроакустической гитаре). Во время исполнения заключительной песни - нашумевшего в Интернете боевика "Люди гибнут за металл" - на сцену вышли три девушки в весьма откровенных сценических костюмах и начали танцевать обольстительные танцы, а под конец устроили с вокалистом и одним из гитаристов группы срежиссированную оргию. "Сатана здесь правит бал / Люди гибнут за металл".

После Харизмы было короткое выступление официальных лиц от Единой России и сразу за ним начал свой мощный сет Иван Царевич. Выступление этой эпическо-патриотической хэви метал команды стало, пожалуй, одним из самых ярких на фестивале. Одетые в воинственные, стилизованные под древнерусские костюмы, гитарист и басист драйвово и профессионально подавали себя на сцене, две девушки с электрогуслями тоже были очень хороши, а похожий на Никиту Джигурду и Игоря Талькова фактурный вокалист, одевавшийся в костюмы то древнерусского вождя, то царя-батюшки, был просто на все 100 баллов. К сожалению, гуслей практически никогда не было слышно, но в остальном звук был хорошим, что только подчёркивало прекрасное выступление коллектива. Зрители активно поддерживали группу, а кто-то из фан-клуба даже принёс огромный флаг с символикой Ивана Царевича, который ярко и воодушевляюще смотрелся на ещё не тёмном небе.

О конкурсе

После Ивана Царевича ведущие фестиваля, вызвав из толпы двух металлеров, устроили конкурс по распиливанию бруса ленточной пилой. Было довольно живо и прикольно. Один из участников так усердствовал, что умудрился оторвать у пилы ручку. Выиграл, соответственно, не он.

Продолжаем о выступлениях

Дедушки русского рока Круиз сыграли сет из своих старых проверенных песен. Мне запомнился курьёзный момент, когда вокалист Сергей Монин так активно жестикулировал и двигался, что чуть не упал со сцены, что не скрылось и от вездесущего объектива фотоаппарата.

Встречали ветеранов уважительно, однако было видно, что абсолютное большинство на площади все эти песни слышат в первый раз, поэтому хоть сет и был отыгран достаточно живо, показался явно затянутым. Поэтому в середине сета я уверенно со спокойной душой пошёл есть в бесплатное кафе для прессы, vip-персон и музыкантов.

Об офигительной жрачке в кафе

Стоит отметить, что тут организаторы фестиваля оказались просто на высоте. Богатый шведский стол с различными бутербродами, мясом, овощами и зеленью, питьевая вода, чай, кофе, пиво… и всё бесплатно и в неограниченных количествах… В общем, были созданы все условия для хорошей профессионально-музыкальной тусовки. Пиво, правда, к вечеру всё же закончилось, и было, судя по всему, разбавленным, потому что давало какой-то абсолютно минимальный эффект, но, возможно, это тоже было неплохо, а то, если пиво бы не разбавляли, думаю, что некоторые музыканты точно сыграли бы свои сеты хуже, чем они это в итоге сделали.

Возвращаемся к выступлениям

АнЖ, которые выступали следующими, представили на суд широкой московской публики своего нового виртуозного соло-гитариста Олега Изотова. Группа уже выступала в таком обновлённом составе и до этого, например, на рок-фесте в Красногорске, однако на такой крупной московской площадке этот состав АнЖа до "Славы России" еще не выступал. В последнее время группа заметно прогрессирует. С приходом Изотова гитарные партии коллектива вышли на качественно иной уровень, да и сам Анатолий Журавлёв подтянул свою технику игры. К сожалению, впечатление от выступления АнЖа на "Славе России" было несколько подпорчено плохо слышным вокалом, так как из-за этого выступление потеряло хотя бы в своей смысловой наполненности, отчего и народ на поляне как-то не особо активно радовался новым композициям группы, а вот старые, проверенные временем боевики принимались на ура. Да и восхитительные запилы Олега Изотова вызвали, по крайней мере, глубокое рок-метальное уважение почти у всех.

О втором конкурсе и вопросах публике

После сета АнЖа ведущий вызвал из толпы двух крупных любителей тяжести для особого конкурса. Двое вышедших были поставлены перед фактом, что им прямо сейчас, на глазах у всех надо будет на скорость выпить по трёхлитровой канистре пива. Сначала экзаменуемые, естественно, восприняли эту новость с энтузиазмом, однако, учитывая то, что каждый из них ещё до начала конкурса уже был прилично на рогах, то по мере скоростного поглощения содержимого канистр и энтузиазм явно поугас, и скорость поглощения поубавилась. В итоге ни один из участников не смог допить всю канистру до самого конца, а когда начали сравнивать остатки, самый пьяный из участников, который к тому моменту был уже просто в говно, не удержал свою канистру и разлил всё пиво. Победа и, соответственно, приз - сидиплеер - достались его оппоненту. А поверженный и расстроенный своим досадным поражением герой с горя прямо там у всех на виду и блеванул. Ещё бы: так старался, а не оценили.

А вообще кроме этих конкурсов перед каждым выступлением ведущий задавал публике несколько вопросов, поставленных самой выступающей группой о своём творчестве. Правильно ответившие на вопрос получали майки или плёночные фотоаппараты от Единой России. Всё это психологически убыстряло процесс саундчека и было очень неплохой режиссёрской находкой организаторов фестиваля.

И вновь к музыке

Пилигрим, группа одного из устроителей фестиваля Андрея Ковалёва, показала, что после откровенно слабого выступления на фесте в Красногорске были сделаны определённые выводы, но в целом материал этого совсем молодого коллектива по сути не представляет никакого интереса. Название "Крылья Гнева", под которым группа выступала в Красногорске, было сначала изменено на "Святая Русь", а затем на менее пафосное и претенциозное "Пилигрим", девушки на подпевке сменили оранжевый и розовый топики на что-то более рокерское, на сцену добавили реквизита в виде железной решётки с висящей на ней цепью, микрофонную стойку очень оригинально превратили во что-то блестящее с драконьими крыльями. В общем, над антуражем поработали. Однако суть осталась та же. Поразительно примитивные тексты, о глубине, поэтической силе и художественной ценности которых можно судить хотя бы по припевам. Как вам весело кричащееся в микрофон два раза подряд: "Сиротинушка, сиротинушка, сиротинушка наша любовь"? А потрясающе талантливая и сильная рифма в припеве: "Проклятая любовь, Ночи без сна. Проклятая любовь, Но лишь она нужна". И, разумеется, вы будете окончательно сражены наповал гениальной простотой и прямо-таки иньяневидной совершенностью творения: "Поздно-поздно, Гаснут звезды. / Гаснут звезды, Поздно- поздно". Вот так вот. Олигарх-металл наступает, что тут еще скажешь! Впрочем, пусть себе наступает (в разумных пределах, конечно), главное, чтобы фесты проводил, за это мы от чистого сердца говорим ему наше большое честное металлическое спасибо.

О Метал Хаммере

После выступления Пилигрима на сцену в майке СССР вышел представитель совсем не советского журнала PLAY и провёл недолгую и неутомительную презентацию совсем уже не советского журнала METAL HAMMER, который теперь будет выходить в России в качестве приложения к каждому новому номеру PLAY. После окончания речи выступающего на сцене появилась группа симпатичных девушек с черлидинговскими метёлками и станцевала металлической публике коллективный танец. Очевидно, для поднятия энтузиазма к журналу.

И напоследок о музыке

Чёрный Кофе - одна из тех команд, ради которых многие и пришли на "Славу России". Внешне постаревший, но внутренне всё такой же молодой карлсоновидный Дмитрий Варшавский и сегодня вызывает у большинства любителей российского металла глубокое уважение и любовь к своему творчеству. Несмотря на то, что последним на фестивале играл Сергей Маврин, всем было с самого начала понятно, что настоящие хедлайнеры дня - именно ЧК и Мастер. Чёрный Кофе стал первой из играющих в этот день групп, на выступлении которых не только зрительская часть, но и зона для прессы и vip-персон колбасилась на полную катушку. Музыканты, администраторы, журналисты и просто какие-то цивильно одетые мужчины и женщины вспоминали свою бурную молодость и отрывались под "Звёздный водоём", "Светлый металл", "Владимирскую Русь" и другие всем хорошо известные хиты. Удивительно всё-таки: почти пустая сцена (всего три музыканта вместе с барабанщиком), никаких спецэффектов или особых фирменных фишек, а на поляне перед сценой стояло такое металлическое единство и был такой сумасшедший уровень поддержки, такой приём…вот он, культовый статус! Никакая молодая российская хэви-группа не может сегодня, да, я думаю, и не сможет уже никогда дойти до такого уровня всеметально-народной любви и уважения.

Мастер отжог по полной. Это был уже не ностальгическо-романтический хэви-металл кайф, а тотальное трэш-рубилово. Под покровом ночи в закрытую зону перед сценой как-то просочилось некоторое довольно заметное количество совершенно обычных металлюг, которые и не думали конспирироваться под журналистов или вип-персон и просто дико метально колбасились. Атмосфера была просто на сто процентов, звук и свет тоже не подвели. Группа не преподнесла никаких сюрпризов и исполнила много известных хитов, каждый из которых доставил мне, как любителю трэша, большое удовольствие, однако наибольшее впечатление, пожалуй, осталось всё-таки от хорового исполнения "Крестов" - главной баллады Мастера.

Последним на "Славе России" выступал Сергей Маврин сотоварищи. Это выступление было примечательно прежде всего тем, что на нём впервые перед широкой московской публикой выступал новый вокалист Маврика Андрей Лефлер, заменивший за микрофонной стойкой Артёма Стырова, история ухода которого из коллектива покрыта мраком. Дебют Андрея Лефлера в Маврике состоялся на Нашествии-2005, но ведь Эммаус не Москва, поэтому большинство металлистов впервые увидели нового вокалиста Маврика именно на "Славе России". И он показал себя с лучшей стороны, продемонстрировав силу своего голоса и умение держаться на сцене всем скептикам. Единственное, что не продумал молодой (а Андрею всего 18 лет) вокалист - так это сценический образ. В своей цивильной серенькой футболочке, резко контрастирующей с рокерской одеждой остальных участников группы, внешне он смотрелся несколько неадекватно.

Кульминацией выступления стало, безусловно, исполнение стремительной и дико драйвовой "Будем жить, Мать Россия" с кипеловско-мавринского "Смутного Времени". Оно и логично: сколько бы альбомов ни выпустил Сергей Маврин, сколько бы он ни выступал сольно, а для большинства он всё ещё остаётся и, скорее всего, так навсегда и останется прежде всего бывшим гитаристом Арии. И с этим, похоже, ничего не поделаешь…

После того, как Маврик отыграл свой сет, на сцену вышли все музыканты, принимавшие участие в фестивале, и все вместе спели песню "Слава России!", которую написал Андрей Ковалёв, поэтому её не отличала особая высокохудожественность и сложность, однако для таких объединяющих мировых песен это не нужно, а нужен просто запоминающийся простой припев. А припев "Слава России, великой державе. Слава России, народу слава!" как раз полностью отвечал этим требованиям. Исполнение действительно запомнилось, так как еще никогда не приходилось видеть одновременно на одной сцене ЧК, Мастер, Маврина, Шмелей, Круиз и Ивана Царевича, вместе поющих песню. Просто здорово. В исполнении этой песни зрители воочию увидели настоящее металлическое братство, и это стало прекрасным финалом отличного фестиваля.

Все, кто по тем или иным причинам не попали на это мощное металлическое действо, потеряли многое. Ну что ж, теперь все вместе ждём до следующего года, так как организаторы уже сейчас обещали, что проведение "Славы России" станет ежегодной традицией.

NIKITA ODDFISH
MetalKings.ru

НАЗАД на главную

Copyright © MetalKings.ru 2000 - 2017


Copyright © MetalKings.com 2000 - 2005

НАЗАД на главную

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Любые перепечатки материалов данного сайта требуют письменного согласия его владельца.
Ваши запросы направляйте по адресу ragdoll@metalkings.ru

ALL RIGHTS RESERVED.
Any reproduction without written permission from MetalKings.com is prohibited
Send your requests to ragdoll@metalkings.com

новости |  анонсы |  концерты |  интервью |  рецензии |  конкурсы |  обновления |  контакты |  главная |  sitemap