Guitar Clinic of NORIFUMI SHIMA
(Concerto Moon, Double-Dealer)
Мацудо, Токио, Япония, 27 мая 2007 г.

C тех самых пор, как в моей жизни появилось такое явление, как японский язык и японская культура (а было это на первом курсе института), мне всегда было интересно услышать, насколько далеко продвинулись жители Страны Восходящего Солнца в области распространения рок-музыкальной культуры в пределах родного отечества и за его пределами. Со временем автору посчастливилось узнать, что музыкальных талантов в Японии - хоть отбавляй, и что большинство из них действительно самородные и одаренные исполнители. Естественно, в наши дни любой рокер знает имя Loudness или, что тоже неплохо, Anthem. Оба коллектива были и по сей день остаются неформальными лидерами японского хард-рока. Однако, лично для автора особый интерес представляют лишь две группы - Concerto Moon во главе с гитаристом Норифуми Сима и Seikima-II во главе с бесподобным Демоном Когурэ Какка.

Есть такая примета - или просто пророческая фраза - что если чего-то очень сильно хотеть, то со временем это может произойти. И вот в мае сего года мне посчастливилось побывать в Японии в первый раз в жизни и, что самое интересное, получалось так, что оба рок-музыканта были, условно говоря, готовы встретить меня с распростертыми объятиями. Дело в том, что 21 мая в токийском зале под названием "Shibuya-AX" Демон Когурэ Какка давал сольный концерт, а 27 мая в токийском пригороде Мацудо Норифуми Сима устраивал гитарную клинику. По причине наличия такого понятия, как разница во времени, автору пришлось выбирать между двумя событиями. И выбор был сделан в пользу второго - как оказалось совершенно не зря.

Итак, что обычно представляет собой гитарная клиника в России? Толпа поклонников собирается в нужном месте, на супер-пупер крутом лимузине привозят легенду, охрана и организаторы быстро оттесняют толпу, проводят музыканта к инструментам, тот играет полчасика-часик и удаляется под восторженные хлопки присутствовавших.

Но мы имеем дело с Японией и японским музыкантом. Чтобы несколько ввести несведущих в курс дела, скажу, что японцы вообще - народ невероятно вежливый и обходительный. Стоит вам войти в магазин или просто обратиться к прохожему на улице с вопросом - вас "оближут" так, как вам не снилось ни в одной европейской или американской стране. Но обо все по порядку…

Пригород Мацудо находился всего лишь в 40 минутах езды на поезде от моей гостиницы, но, решив по привычке, что лучше придти несколько пораньше, чем опоздать из-за каких-либо проблем с поездами или расписанием (что в Японии случается крайне редко, но все-таки бывает), автор прибыл на станцию "Мацудо" где-то за полтора часа до события. Поиск музыкального магазинчика, в котором должна была состояться гитарная клиника, отнял минут пять - пара любезных вопросов девушке в ближайшем супермаркете, и магазинчик был найден просто в мгновение ока. Билет на мероприятие стоил около 10 долларов, что по японским (а уж тем более по российским) меркам крайне низкая сумма. Продавец магазина - он же распространитель билетов - попросил заполнить традиционную информацию типа имени, адреса (гостиницы) и контактного телефона (в моем случае сей пункт был опущен).

Еще в процессе выдачи билета я услышал, что за спиной у меня что-то вещает сам маэстро - и оказалось, что так оно и было. На маленьком телеэкране транслировалась гитарная видео-школа Сима-сана. Попялившись на это действо минут 20, я вышел из магазинчика - и тут меня просто ошеломило. Прямо у входа стоял обычный телевизор, на котором транслировался в режиме нон-стоп концертный DVD другого коллектива Норифуми Сима Double-Dealer "Fate And Destiny Tour 2005 - Live In Tokyo". От этого экрана я уже оторваться не мог - как и все остальные желающие присутствовать на предстоящем мероприятии.

Время неумолимо двигалось вперед, но только автор смотрел все действие на DVD совершенно без отрыва - а что вы еще ожидали? Японцы-то на этом концерте по их разговорам все были - и майки по этому турне были почти на каждом надеты. И вот, когда до начала мероприятия оставалось минут 20, а музыканты на видео заиграли мою любимую вещь с первого диска "Raise Your Fist" к магазину подошли двое - сам Сима-сан и его ассистент. ДА, ДА, именно подошли - и подошли они со стороны станции!!! Сима-сан посмотрел на собравшихся, сказал всем: "Конничи ва!" ("Привет!") и зашел в магазин. Японцы все разом ответили то же самое: "Конничи ва!", и только я один так и застыл с раскрытым ртом…. Шутка ли - никто не бросился к нему, да и сам он оказался весьма вежливым и учтивым парнем. И вот тут до меня начало доходить, что ни одного японского музыканта - вне зависимости от его известности - нельзя даже и близко поставить с европейцем или американцем. Традиционная рок-н-ролльная высокомерность и пренебрежительность - какое там! Вы в Японии - здесь все люди такие…

Итак, первый шок прошел - но это было только начало. Буквально через пару минут из магазина выбежал парнишка, который занимался продажей билетов, и раздал всем присутствующим анкеты для заполнения. Я решил, что на этот раз лучше не экспериментировать со своими знаниями японского языка, и попросил его помощи в заполнении анкеты. Надо ли говорить, что он воспринял это как должное?! Да, первые вопросы были вполне традиционны - откуда вы узнали об этом мероприятии, сколько лет вы слушаете записи Норифуми Сима, сколько лет сами играете на гитаре, каковы ваши представления о гитарах марки "Schecter" (именно под эгидой этой компании была организована сия гитарная клиника и именно японское отделение компании изготовило специальную модель гитары "Norifumi Shima Model"). А вот один из вопросов анкеты поставил меня в полный тупик: "Что бы вы хотели спросить у Норифуми Сима?" Минут пять я собирался с мыслями - ведь была бы моя воля, вопросов 50 бы написал. Ну да ладно, выбрал два наиболее животрепещущих. Подписался сам - тяжеловато японцам наши имена транскрибировать, а я к этому действию уже привык (за одну только неделю пребывания в стране раз 15 написал). Да и написать свою профессию мне было проще иероглифами, чем объяснять парню, что она значит.

Традиционно извинившись за задержку (которой не было - опять японская вежливость), распорядитель действия позвал нас всех рассаживаться в специально отведенное в магазине помещение для проведения сегодняшнего мероприятия. Скажу сразу - я был там единственным "гайдзином" (иностранцем, то есть). Сел на второй ряд - Сима-сан был прямо передо мной всю дорогу, да и видно было все идеально, благодаря природной низкорослости японцев. Снова возникла 10-минутная задержка, в ходе которой распорядитель мероприятия извинился раз десять минимум. Но вот 15.10 - и под наши восторженные аплодисменты в комнату вошел сам Сима-сан. С места в карьер - по приходу он поблагодарил всех собравшихся за то, что они нашли время увидеть его в этом пригороде, и взялся за дело. Первой композицией, исполненной им, была "Eye For An Eye" с наилюбимейшего автором диска "Life On The Wire" (2003). Нда, одно дело, когда видишь Сима-сана, играющего эту композицию на видео-приложении к местному журналу "Young Guitar" - и совсем другое дело, когда он сидит прямо перед тобой и играет то же самое вживую!!

После исполнения каждой композиции Сима-сан спрашивал, есть ли у публики вопросы по поводу исполненной вещи, по поводу используемых инструментов или примочек или по поводу техники исполнения. Надо сказать, что в силу своей природной скромности японцы не были дико активны - из 30-35 человек, сидевших в комнате, только двое или трое активно задавали вопросы. За первой вещью последовали композиции Double-Dealer с нового диска "Desert Of Lost Souls", а именно "Howl Of The Wolf" и "Stained Life". По поводу первой Сима-сан сказал, что он очень любит ранние трэшевые диски Slayer, Metallica и Anthrax, поэтому вещица и получилась настолько жесткой и драйвовой. Публика пыталась намекнуть, что в "Stained Life" очень сильно проявляются элементы классического немецкого металла типа Helloween, на что Сима-сан сказал, что единственные коллективы, которые знакомы ему из немецкого металла, - это Accept и Scorpions, так как на них он вырос и по их вещам, в том числе, учился овладевать своим инструментом. Наконец, и остальные японцы начали подавать голос, то есть задавать вопросы. Когда один из ребят назвал его "сэнсей" (учитель, наставник), то и Сима-сан, и все окружающие минуть пять не могли в себя придти от смеха - да, в принципе слово "сэнсей" может использоваться, если человек считает другого своим, условно говоря, "духовным учителем", но в отношении Сима-сана это было явно притянуто за уши, тем более что этого японца он видел в первый раз. В ходе ответа на вопрос он прояснил этот момент и попросил его больше так не называть - то есть типа он обычный человек, а не какой-то там великий учитель или наставник.

Но вот за этим ответом последовало просто нечто невообразимое - Сима-сан взял у своего ассистента отсортированные (по японскому алфавиту) анкетные листы, которые были заполнены перед началом мероприятия и стал отвечать на написанные там вопросы. Весьма милая девушка рядом со мной по имени Аюми была первой в стопке. У меня был просто шок, когда Сима-сан назвал ее имя, зачитал вопрос и отвечал, глядя прямо на нее! И так он поступал с каждым - в том числе и со мной!!! Это было просто невероятно - опять японская вежливость, учтивость и уважение к собеседнику проявились на все сто. Мне лично было интересно только два момента - первое, Double-Dealer более не существуют, так что же теперь? Concerto Moon? Сима-сан: "Да, теперь Concerto Moon. Летом мы планируем отыграть небольшое турне, а также выпустить юбилейный диск, так как первый альбом "Fragments Of The Moon" формально вышел в 1997 г. Затем мы займемся записью нового диска группы. Также есть идея выпустить сольный альбом, но это пока только идея". Второе (и что меня всегда сильно интересовало в отношении Concerto Moon и Seikima-II): "Почему диски не выходят за пределами Японии?" Сима-сан: "Это вопрос бизнеса - а я в это не лезу. Я музыкант - мое дело записать альбом, а его распространением занимается компания звукозаписи (в данном случае "Vap Inc."). Да, мы вели переговоры по поводу выпуска нового диска Double-Dealer "Desert Of Lost Souls" в Европе, но группа распалась сразу после записи альбома, поэтому вся идея сошла на нет. Что касается Concerto Moon - мы только за! Будут интересные предложения - обеими руками ухватимся". Интересен был также вопрос той девушки Аюми: "Сколько часов вы играете в день?" Сима-сан: "На данный момент часа три, но рекомендую новичкам играть часов 5-8 - как позволяет время". Опять не обошлось без курьезов - какой-то японец задал такой вопрос: "Что вы любите есть?" Сима-сан чуть со стула не упал от смеха, промолвив: "Во дошло, меня уже за идола считают!" Народ тоже был в покате от такого "оригинала". К чести гитариста надо сказать, что он все-таки ответил на вопрос, хотя и извинился в ходе ответа раз пять: "Рамэн (традиционная японская пища типа лапши в супе) люблю". После ответов на все вопросы из анкет Сима-сан снова взялся за гитару и отыграл еще три вещи Double-Dealer "The Enemy", Double-Dealer "Judgement", Double-Dealer "Long Way Road" и (мою любимейшую интенсивную инструменталку) Concerto Moon "To Die For", причем последние две шли без всякого перерыва.

Так или иначе, все действие отняло аж 2,5 часа! Но это был еще не конец. Сима-сан поблагодарил всех собравшихся и вышел. На его месте моментально оказался распорядитель мероприятия и заявил, что черед 10 минут будет "сайн-кай", то есть автограф-сессия. "Ну, - думаю, - сейчас он еще минут на 10-15 зайдет, быстро подпишет все самым пронырливым и поминай как звали". Как же я жестоко ошибался!!! За 5 минут перерыва в помещение, где проходила клиника, принесли столик и фломастер. Затем перед входом выстроилась скромная очередь из где-то пяти человек (в том числе и я) - остальные пока шатались по магазину и рассматривали различные музыкальные инструменты. Когда наступила моя очередь, я вошел в комнатку и вытащил все свои вкладки компакт-дисков - а надо сказать, что ведь это было мой 6 день в Токио, поэтому я успел обойти все возможные рок-магазины и найти все недостающие диски Concerto Moon и Double-Dealer, в том числе почти все редкости, а часть была элементарно привезена из дома. Сима-сан, распорядитель и ассистент были просто в шоке. Они без конца повторяли на все лады: "Сугой, сугой, сугой!" ("Круто!"). "Да, - отвечаю я им. - Для вас это "сугой". Вы тут в Японии Сима-сана по несколько раз в год видите на концертах различных, а я его лет семь мечтал хотя бы услышать живьем!" Но опять же Сима-сан - стопроцентный японец, поэтому он подписал все даже без каких-либо возражений и мы с ним сфотографировались на память на фоне стола, заваленного этими самыми вкладками в диски, которые он только что подписал. Вот такая вот гитарная клиника по-японски. Одно слово - нам, да и не только нам, до японцев - как до Атлантиды.

Dead Ripper
MetalKings.ru

НАЗАД на главную

Copyright © MetalKings.ru 2000 - 2017


Copyright © MetalKings.com 2000 - 2007

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Любые перепечатки материалов данного сайта требуют письменного согласия его владельца.
Ваши запросы направляйте по адресу ragdoll@metalkings.ru

ALL RIGHTS RESERVED.
Any reproduction without written permission from MetalKings.com is prohibited
Send your requests to ragdoll@metalkings.com

новости |  анонсы |  концерты |  интервью |  рецензии |  конкурсы |  обновления |  контакты |  главная |  sitemap