13.08.2002, ДК им. Горбунова, Москва

Кто делает концерт? Организаторы? Конечно, но не только. Музыканты? Бесспорно, но не они одни. Техники, звукоинженеры… и они тоже. Но любой концерт только тогда превращается в незабываемое зрелище, когда появляется последний, главный элемент - публика. Концерт Nightwish в Москве стал именно таким событием - ярким, металлическим праздником - благодаря в большей степени публике. Группе оставалось приехать, отыграть и не слажать. Что она и сделала. Молодых финнов в Москве ждали и приветствовали, как настоящих легенд, а сам концерт стал, пожалуй, самым удавшимся за последний год (думаю, у самой группы остались такие же впечатления).

И не стоит говорить мне, что группа-то, мол, раскручена западными СМИ, и собирает полные залы и стадионы, что Горбушка - не самая большая площадка, а афиши на концерт были развешены по городу задолго до самого действа, что свое дело сделало пиво, разливавшееся в фойе как всегда без соблюдения количественного и возрастного ценза - для меня ясно одно - московская публика (хочется надеяться, что и российская в целом) достигла-таки цивилизованного уровня, научилась ценить и уважать музыкантов на сцене и доказала: Россия может по праву считаться одной из лучших концертных площадок для современных рок-групп…

Для представителей муз. прессы действо началось несколько раньше с традиционного, таинственного мероприятия, именуемого пресс-конференцией, начавшегося с таким же традиционным небольшим опозданием - ничего не поделаешь, традиции в наш государстве святы и нерушимы. Акулы тяжело-металлического пера набились в фойе малого зала Д.К. Горбунова в ожидании виновников торжества, кои вскоре и были представлены почтеннейшему собранию: неунывающие Йукка и Эмппу - этакий финский вариант Бивиса и Баттхеда; не выпускающий изо рта сигарету и не снимающий фиолетовых очков Марко; серьезный и сосредоточенный, но при этом вполне приветливый Туомас; ну, и кончено же она - воплощение обаяния и женственности, женщина, сделавшая в металле больше шуму, чем Доро Пеш и Лита Форд вместе взятые, единственная и неповторимая Тарья Турунен.

Вопросы задавались бойко (насколько это было возможно, ибо задавать их надо было на английском вследствие отсутствия переводчика, что и показало несколько вялое знание данного заморского языка нашими журналистами) и из самых разных областей, в результате чего мы узнали о том, что Universal Music не оказывает на творческий процесс в Nightwish никакого давления, хотя бы потому, что по сути является лишь дистрибьютором и не более того; что на мобильном телефоне в качестве сигнала у Марко стоит Ozzy, Тарья использует персонализированные звонки для всех своих друзей и близких, а гитарист вообще не пользуется никаким сигналом, кроме виброзвонка. Также были заданы и традиционные вопросы относительно ожиданий от предстоящего концерта: как это ни удивительно, но выяснилось, что его - концерта, то есть - музыканты ждали с большим нетерпением, а в Питер Nightwish не поехали отнюдь не потому, что им не понравилось в Северной столице в прошлом году, а просто из-за крайне напряженного графика турне, в результате которого было уже отменено несколько европейских выступлений. Не обошли стороной, конечно, и тему предстоящего перерыва и учебы Тарьи в Германии. Кроме того, Тарья поведала собравшимся, что первое свое публичное выступление она дала в нежном возрасте трех лет (никак на утреннике в детском саду), причем ее пришлось поставить на стол, потому как иначе ее не было видно; рассказала, что она не любит ходить по клубам и кабакам и почти не пьет, чтобы не навредить голосу (в отличие от барабанера, который, радостно ухмыляясь, сказал, что он голос потерять ни фига не боится, а потому с большим удовольствием ходит по всяким злачным местам и активно потребляет алкоголь), и так далее. Под конец, когда вопросы у всех уже кончились, какой-то тип даже умудрился спросить у Тарьи, почему она пришла на "прессуху" в том же платье, что и в прошлом году; вряд ли можно было оскорбить женщину больше, но Тарья и здесь проявила максимум такта, ослепительно улыбнувшись и сообщив, что гардероб у нее большой, и что платье, может быть, отдаленно и похоже на то, в котором она была здесь в прошлый приезд, но все-таки другое. За вопросами и ответами последовал традиционный для наших мест процесс "ощупа" журналистами импортных звезд, фотографирования и, конечно же, раздачи слонов… в смысле автографов. Потискав музыкантов еще минут десять, представители прессы нехотя отпустили их на ужин, а сами торжественно под конвоем проследовали через катакомбы в фойе главного зала ДК им. Горбунова.


Меж тем публика покорно продиралась перед концертом сквозь не самые доброжелательные кордоны милиции и узкие двери ДК, дружно, почти всем залом, поддержали разогревающих Seducer's Embrace, терпеливо, около получаса, дожидались выхода неторопливых финнов, ну а когда они появились-таки на сцене, публика отрубилась на все 150%. Одно легкое движение руки божественной Тарьи - и зал зарастает частоколом "коз", в такт хлопает в ладоши и поддерживает группу дружным "Хей-хей". Где я? В Гамбурге, в Токио, в Рио, в Париже??? Нет, я в Москве. И могу гордиться за свой город и его металлическую общественность.

А букеты роз, подаренные главной героине вечера - это уже наш, русский колорит, чего уж точно никак не ожидала Тарья и растроганно благодарила зал, излучавший восхищенную радость вперемешку с металлическим неистовством.

Такая поддержка зала окрылит и новичка, так что молодые профессионалы из Nightwish с удовольствием показали все, на что способны сами и на что похож новый альбом. Подборка песен не удивила оригинальностью, полностью соответствуя цели турне - раскрутка альбома. На суд публике были представлены все самые знаковые номера с Century Child. В живом исполнении звучали отличительные черты новой работы: мы оценили вокальные данные Марко Хиетала (стоит заметить, что те, кто был на концерте Sinergy, смогли сделать это несколькими месяцами ранее), погрузились в мрачную атмосферу "Dead To the Wild", испытали на себе тяжелый риффовый град "End Of All Hope". И что интересно, новые вещи, как и хорошо знакомые хиты ("Sacrament Of Wilderness" "Wishmaster"), встречались залом с одинаковым вдохновением.

Приход в группу нового музыканта отразился не только на студийном звучании, но и на концертной программе (опять же, присутствовавшие на концерте Sinergy в Москве поймут меня). Кто бы мог представить себе год назад, что, придя на концерт Nightwish, можно услышать песню не кого-нибудь, а Великого и Ужасного Оззи. Исполненный Марко бессмертный боевик "Crazy Train", стал самым неожиданным местом шоу. И все же… дух покойного Рэнди Роудза, появившись над сценой, грустно покачал головой и исчез… Вы не видели? Просто не заметили.

О том, что Тарья - блестящий фронт- и шоу-woman сказано было не раз, она уже давно переросла образ оперной дивы в металлическом обрамлении, ее способности завести зал может позавидовать иной завешенный хайром и затянутый в косую кожу молодец, и это плюс к природной привлекательности и несомненным вокальным данным любимицы московской публики. Она ведет себя на сцене непринужденно и органично, что идет на пользу не только зрелищу, но и звучанию группы - Тарья не загоняет себя в рамки классического пения и свободно переводит свой голос в рОковый регистр.

Не меньше "зажигали" и остальные музыканты, в особенности Туомас, предпринимавший вокруг клавиш безумные прыжки и активно крутивший своим свекольного цвета хайром. Отыграв на бис, Nightwish в очередной раз поблагодарили зал за прекрасный прием и поддержку, и отправились в гримерку.

Возможно, на этом данный отчет, написанный Troll & Fireball, и закончился бы, если бы не одно событие, произошедшее нескольким часами ранее, которое и позволило мне, Rag Doll, написать здесь еще несколько абзацев. Начать, пожалуй, надо с предыстории, что я никогда не поддерживала эйфории вокруг Nightwish - этой, несомненно, талантливой группы, но никогда не входившей в десятку моих самых любимых музыкантов. Поэтому к их очередному приезду я отнеслась с порядочной долей скептицизма, и, возможно, даже бы и не пошла на концерт, если бы не наш хороший друг Марко Хиетала, который сразу по приезде в Москву позвонил и поинтересовался, остается ли в силе наше предложение испить пивка, если он вдруг окажется в Москве, потому что он в Москве в составе Nightwish и приглашает на концерт. Разумеется, отказы не принимались, и, наскоро побросав в сумку журналы для сувениров, пришлось лететь в Горбушку, где ожидалась вышеописанная пресс-конференция. После ее окончания мы, наконец-то, встретились с Марко, и, наскоро перебросившись парой слов, поняли, что после концерта просто обязаны сесть и спокойно поболтать пару часов за кружкой пива, ибо с нашей последней встречи накопилось столько новостей, что просто так не перескажешь.

А дальше следовал концерт… Как я уже и говорила, я всегда несколько скептически относилась к группам с женским вокалом, ну не женское это дело металл, однако тот вечер развеял миф окончательно, ибо попавший однажды под обаяние Тарьи Турунен будет пожизненно фанатом ее неземного голоса. Теперь если меня спросят, как выглядят настоящие ангелы, я с уверенность скажу, что один из них точно похож на Тарью Турунен. И каково же было мое удивление, когда божественное создание оказалось очень милым и общительным человеком в жизни. Настоящая Тарья и пластиковая кукла с фотографий Тони Харконена - это две большие разницы. Да просят меня читатели за пафосность изложения, но когда она появилась в гримерке после концерта, словно северное сияние озарило всю комнату. В каком-то романе о главной героине писали: "Когда она смеялась, в ее голосе звучали миллионы маленьких колокольчиков". Да-да, они звучат триллионом разных мелодий в голосе Тарьи Турунен. Она раздавала автографы и отвечала на вопросы с легкостью и грациозностью великих королев. Вы не представляете, сколько радости ей доставили цветы фанатов, подаренные в тот вечер, и как заботливо Тарья оберегала их в гримерке и в автобусе по дороге в гостиницу, чтобы кто-нибудь ненароком не поставил на хрупкие стебли неподъемную сумку, и больше всего она хотела, чтобы цветы не завяли по дороге домой в Финляндию, ведь ей так хотелось поставить их в вазу у себя в комнате. Кроме того, Тарья оказалась умной и обаятельной собеседницей, и те несколько минут простого общения, а не очередного интервью, возможно, останутся навсегда в моем сердце. И как бы мне хотелось верить, что на мой прямолинейный вопрос об ее уходе с металлической сцены, она искренне сказала: "Нет, конечно же, нет, я не собираюсь уходить, просто немного позанимаюсь вокалом и обязательно вернусь. Мне нравится петь металл, и я люблю своих поклонников". Время покажет, сможет ли Тарья вернуться и захочет ли, ничто не вечно в нашем мире, и любые, даже самые искренние намерения и планы подвержены коррективам быстротечных дней и минут. Но даже если несравненная Турунен и ударится в оперу и станет примадонной какого-нибудь известного театра, я обязательно куплю себе билет в ложу этого театра и буду слушать вечер напролет голос этого ангела из далекой Финляндии. И пусть это будет Кармен или Аида, эта сладкоголосая дива может себе позволить быть такой, какой она этого хочет, переходя давно известные грани между металлом и классикой.

Остальные участники группы тоже оказались веселыми и жизнерадостными людьми, иногда даже закрадывалось подозрение, неужели они финны? Туомас постоянно смеялся и подшучивал над роуди, а после того, как поставил мне автограф в журнале, неожиданно достал из кармана десять российских рублей и сказал, что на деньгах его автографы смотрятся прикольнее. Вот и лежит теперь у меня денежка, подписанная самим Холопайненом. И вправду прикольно.

Отдельно надо отметить всех поклонников Nightwish, активно развлекавших Тарью и Co криками с улицы: "Тарья, мы тебя любим! Туомас выгляни в окно!" Причем в окно старались выглянуть только роуди, которых в темноте принимали за музыкантов, и которые радовались этому как дети. Особенной любовью стал в итоге пользоваться один персонаж, сбросивший на головы фанатов неслабую пачку афиш группы. Уже через пять минут его появление в окне приветствовали так, словно это была сама Тарья. Еще всех изрядно повеселила одна поклонница, решившая продемонстрировать изыски вокала прямо под окном гримерки.

Одна незадача, голосок там был явно слабоват, серенады не получилось, через некоторое время Туомас сказал нечто по-фински, что в вольном русском переводе звучало, как "прекратите мучать кошку", и окно закрыли. Причем, когда автобус с музыкантами уже уехал в гостиницу, юная певица продолжала стоять и выдавать соло под окнами гримерки. А потом мы приехали в гостиницу, где в уютном баре нас ждало холодное пиво и приятный собеседник в лице Марко Хиетала, с которым так приятно поболтать на разные темы и поделиться новостями. Нет смысла пересказывать весь наш длинный разговор, закончившийся далеко за полночь, потому как к музыке он не имел совершенно никакого отношения, а обсуждения вопросов выбора памперсов для новорожденных детей или новой подружки нашего общего знакомого, вряд ли, будут кому-либо интересны.

Скажем одно, чем бы ни обернулись слухи о скором если не распаде, то приостановлении деятельности группы, их концерты в Москве останутся в летописях историков одним из самых долгожданных и ярких пришествий молодой металлической гвардии на российскую землю. А если когда-нибудь они приедут вновь, думаю, ни публика, ни музыканты не обманутся в своих ожиданиях.

Fireball, Troll & Rag Doll
MetalKings.ru

Авторы выражают благодарность компании ФОНО
и лично Константину и Андрею за предоставленную аккредитацию

Отдельное спасибо Марко Хиетала за приглашение на концерт и прекрасно проведенное время

НАЗАД на главную

Copyright © MetalKings.ru 2000 - 2017

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Любые перепечатки материалов данного сайта требуют письменного согласия его владельца.
Ваши запросы направляйте по адресу ragdoll@metalkings.ru