5 апреля 2003 года - стадион "Spodek"
Катовице, Польша

Metal Mind Productions представляет
METALMANIA 2003

В этом году в 17-ый раз состоялся крупнейший металлический фестиваль в Центральной Европе - METALMANIA 2003. Более 8 тысяч фанатов со всего мира приехали в небольшой польский городок Katowice, чтобы ровно на один день превратить его в столицу металлического безумия, организованного Metal Mind Productions.

Ранним весенним утром 5 апреля подземный переход под площадью Rondo был как никогда оживленным, косушно-волосатая братия многочисленными группами стекалась к крытому стадиону Spodek - гордости и достопримечательности Катовице. Те, кто впервые видел это строение, сразу же называли его летающей тарелкой. И действительно, есть что-то в его форме неземное. Казалось, что в то утро этот монстр спал, ожидая своего часа. А меломаны все прибывали. До начала концерта оставалось не более получаса.

Тем временем мы поспешили за аккредитациями. Забегая вперед надо отметить фантастически слаженную работу всех сотрудников Metal Mind Productions, их крайние дружелюбие и отзывчивость. Раздача аккредитаций проходила быстро и технично. На входе как представителям прессы, так и простым фанатам вручался промо-пакет: компакт-диск с записями участников, наклейка феста, плюс фирменный плакат, на котором очень удобно было брать автографы у музыкантов. Что ж, заветный салатовый стикер получен, и мы внутри Сподека.

Разумеется, первым делом наше внимание привлекла точка по продаже мерчендайзинга. Выбор маек и балахонов был невелик, однако аудио продукция была в превеликом множестве и разнообразии. Хотя те, кто бывал на подобных мероприятиях ранее, знал, что не стоит торопиться тратить свои кровные денежки все сразу, так как, если пока кроме фирменных маек "Метал Мании" и польских коллективов ничего нет, то лишь потому, что хэдлайнеры еше не приехали, а значит - все еще впереди. И действительно, буквально в шесть вечера на смену майкам феста появились роскошнейшие балахоны Samael, Opeth и Saxon. Стоили они раза в два дороже, но выглядели сказочно. За такое не жаль было отдать последние злотые.

Однако вернемся к музыке. В этом году райдер включал 25 коллективов со всего мира, из них 14 команд мировой элиты и 11 доморощенных гениев, которые выступали на малой сцене. Она была установлена в холле стадиона, огорожена со всех сторон металлическими заграждениями и служила скорее местом встречи потерявшихся металхэдов, нежели местом активных тусовок. Хотя группы выступали весьма достойные и колоритные, ведь основной упор в этом году делался на дэт-металл. Из увиденного особо надо отметить Vesania - добротный блэк, Azarath и StrommoussHeld - полные тру-отморозки, и всех явно сделали Anal Stench. Анальные вонючки рулят!

Открывать фест на основной сцене было поручено польской команде Lost Soul. Вторыми играли Delight. К сожалению, ничего сказать об этих командах не могу, так как именно в это же время в отеле "Олимпийский" началась пресс-конференция.

Вопреки ожиданиям организаторов, группа Saxon не приехала к назначенному времени, а значит, к заявленным ранее музыкантам из групп Samael, Opeth и Anathema надо было срочно кого-то добавлять. Да и вообще неплохо бы было собрать и заявленных музыкантов, ибо они сопротивлялись до последнего. Братья-близнецы Каванах, улыбаясь, говорили нечто вроде: "А что, мы рыжие что ли, чтоб туда идти? Пусть Дэнни идет, он у нас старшенький и самый умненький".

Такой шаг был явно опрометчивым, ибо все полчаса пресс-конференции Дэнни ковырялся в ушах и носу (!), чесал в затылке, грыз ногти и потягивался, всем видом показывая, как его все достали.

Из Samael пришли басист Mas и перкуссионист/клавишник Xy, которые постоянно курили и старались не привлекать к себе внимания.

Мужественно выставить вокалиста решились только Opeth. Эта четверка потенциальных камикадзе пожала друг другу руки и натужно стала ждать вопросов.

И так бы вяло и серо прошла эта очередная прессуха, если бы в зал не пришел Wattie из The Exploited, который тут же, сияя ярко-оранжевыми дредами и ослепительной улыбкой, показал, кто тут главный.

"Ну что, братки, че молчим-то?", - обратился он к присутствующим журналистам. - "Че вопросы-то не задаем? Какого хрена по-вашему мы тут сидим?" "- А как вы, представитель панка, относитесь к дэт-металлу? Ведь сегодня на фесте именно этот стиль лидирует?" - послышался первый вопрос. " - Да нормально все. Панки ведь рулят неимоверно. Панки вообще круче всех. Нам везде хорошо, и сегодня мы всем надерем задницу!!!" При этих словах Wattie громогласно стукнул бутылкой с минералкой по столу и улыбнулся на все 32 зуба. Знай наших! " - А как вы относитесь к местным командам, играющим сегодня на малой сцене, вы кого-нибудь знаете, может, пойдете на них посмотреть?" После этого вопроса повисла неловкая пауза: "Ну-у-у-у… мы никого не знаем…. посмотреть… ну-у-у-у… может быть". Стало понятно, что после концерта все собираются предаться "водке, трэшу и угару", а не просмотру молодых дарований. Далее последовала дискуссия про музыкальные стили, про ожидания от предстоящего концерта и прочие традиционные вещи, во время которых Wattie зажигал по полной, втягивая в многословную дискуссию как соседей по столу, так и журналистов. Когда после очередного вопроса снова повисла пауза, Wattie привстал, облокотился на спинку стула и мрачно заметил: "Братки, мож вы че-то не догоняете, или я слишком быстро для вас говорю?" В передних рядах отрицательно закивали головами, боясь вызвать гнев столь неординарного персонажа. К слову сказать, кто хоть раз слышал, как шотландцы говорят по-английски, да еще со скоростью пулеметных очередей, как Wattie, тот сразу бы понял, что все глубокомысленные прогоны Wattie на 50% были абсолютно недоступны для понимания. "Все, вы меня утомили. Считаю до трех, и мы расходимся как в море корабли. Раз, два, три... Все, всем спасибо - все свободны". На этом радостном известии Дэнни из Anathema стал радостно потягиваться, но не тут то было, с задних рядов раздалось тихое: " А вот у меня еще есть вопрос?". Wattie нахмурился: "Кто опоздал - тот не успел!" и рассмеявшись: "Ну ладно, чувак, для тебя будет сделано исключение".

Так с шутками и прибаутками полчаса пролетели незаметно, далее наступило время персональных интервью, автографов, фотографий на память. А мы поспешили обратно на главную сцену, где заканчивали свое выступление Enter Chaos. Даже пары заключительных песен было достаточно, чтобы сказать, что вокалистка Martha - девчонка ого-го. Если бы я не видела перед собой роскошную рыжеволосую красавицу, то никогда бы не сказала, что поет девушка, ибо гроулинг был такой силы, что Rachel из Sinister несколько померкла на этом фоне. Появилось даже желание как-нибудь посетить концерт данного коллектива. Есть девушки и в польских селеньях…

Редкой удачей можно считать выступление флоридских дэтстеров Malevolent Creation, которые представили программу как из старых хитов типа "Coronation of Our Domain" с альбома "Retribution", так и новые вещи с "The Will To Kill". И хотя я - небольшой поклонник данной группы, посмотреть на них в живую стоило: вокалист в черной вязаной шапке носился по сцене ураганом, барабанер выдавал запредельные прогоны. Нечасто нас радуют американскими коллективами, а жаль…

Дальше следовал легкий облом для одной части публики и несказанная радость для другой, ибо те, кто внимательно отслеживал информацию в интернете уже знали, что группа Immolation приняла решение отправиться в турне с Cradle of Filth, посему приехать не смогла, и ее заменили на голландцев God Dethroned. А так как я являюсь большой поклонницей данного коллектива, то радости не было предела. Еще бы, увидеть в живую, как лысина Henry Satter переливается в лучах прожектора, как эффектно он показывает козу, да еще и услышать вживую боевики "The Art of Immolation", "Boiling Blood", "Execution Protocol", ну что еще надо для счастья. Отличнейшее выступление.

Короткий перерыв лишь немного усмирил разбушевавшиеся страсти перед выступлением шведских брутальщиков Marduk. Теперь я поняла, какое горе постигло нас, когда Marduk не приехал в Россию в свое время. Кто не видел, что такое Marduk перед 8-тысячным стадионом, не видел ни хрена. Воистину все было ну очень true и очень evil. Legion мощно и шустро топал по сцене, словно ему в задницу саданули неслабым зарядом, его татуированное от пят до макушки тельце ни секунду не пребывало в состоянии покоя. Зал требовал хитов с "Panzer Division Marduk", под "Baprism By Fire" по партеру перекатывалось десятка два экстремалов, которые не могли заниматься stage-diving'ом из-за наличия телекамер и охраняемого коридора перед сценой, так вот они выпрыгивали вверх из этого людского моря и начинали свое путешествие по рукам. В конце выступления Legion так растрогался теплому приему, что спрыгнул в коридор перед сценой и самолично пожимал руки фэнов. Да уж, тяжелой гусеницей танка доблестный шведский коллектив проехался по польским подмосткам, оставляя за собой глубокий след профессионализма и качественного звука.

Панки The Exploited шли следующим номером, что вызывало некое недоумение среди присутствующего народа, зачем нам тут панки, если у нас тут все так тру и замогильно ужасно. Уже через две минуты стало понятно, что панки рулят неимоверно. Wattie со своими рыжими дредами заводил аудиторию не хуже любого прожженного дэтстера. Практически хором с залом были спеты боевики "Fuck the USA", "Punks Not Dead" и "Sex&Violance". Новый материал с нового альбома "Fuck The System" тоже пришелся по душе многим. И следует сделать вывод, не важно, что ты играешь, важно, как ты это делаешь. Мы там привыкли все делить по стилям, раскладывать по полочкам каждую ноту, что забыли, какой он, настоящий угар. Угар на MetalMania 2003 - это Wattie и компания!

Не успели The Exploited покинуть сцену, как очередное разочарование постигло фэнов. На его фоне неприезд Immolation казался легким недоразумением - не приехали Mayhem!!! Грустный Necrobutcher устало вышел на сцену и поведал душераздирающую историю, для тех, кто был еще не в курсе, про недавнее шоу группы, на котором одна из овечьих голов, используемая для реквизита на сцене, упала и пробила голову фэну в первых рядах. Он подал в суд, у Маньяка полиция отобрала паспорт до конца судебных разбирательств. Его просьбы по поводу предстоящего концерта не были услышаны, и группа осталась в Бергене, откомандировав Necrobutcher, хотя бы чтобы состоялись все запланированные интервью. Разочарованию зала не было границ, ведь около половины присутствующих собирались увидеть именно эту группу. Что ж, остается только верить, что все судебные проблемы разрешаться для Mayhem как можно быстрее и без значимых потерь.

А вот то, что происходило далее на сцене, пожалуй, было неожиданным даже для польских металлистов. Ибо пришло время команды из города Познань Sweet Noise. Мало того, что у ребят на сцене две ударных установки, так еще и целая бригада театральной поддержки, которая то размахивала громадными флагами, то выделывала сложные танцевальные па. Наверное, чтобы вы лучше поняли, каков уровень популярности этой команды на родине, стоит привести сравнение с нашей "Арией", когда коллектив донельзя известен на родине и не слишком знаком за пределами страны. Sweet Noise не только поют на родном языке, но и поднимают остросоциальные проблемы в своих песнях. Их альбом "Ghetto" был удостоен польским вариантном Грэмми в категории хард-н-хэви в 1998 году, вокалист группы Peter более полугода принимал участие в антинаркотической программе польского правительства в 1999 году. В общем, очень правильные ребятки, с абсолютно охренительным световым шоу и достойной музыкой.

Почему, скажите мне, все симпатичные мальчики поют такие занудные песни про несчастную любофф? Потому что нельзя быть на свете красивыми такими - такими, как братья Каванах, ибо сколько бы после фестиваля я не слышала отзывов, все склонялись к тому, что, не считая хэдлайнеров, Anathema показали лучшее выступление на фесте. И действительно, казалось, что посмотреть на Anathema пришли все люди из холла Сподека, ибо в зале стало ну очень многолюдно. Три года назад Anathema уже ожидались с концертами в Польше, но что-то не сложилось, и вот любимцы публики вышли на сцену. Рыжеволосые красавцы, братья-близнецы Винни и Джэми Каванах смотрелись сказочными принцами, неторопливо передвигаясь в желто-зеленых лучах прожекторов. Дэнни, конечно, пострашней и поглупей, поэтому несколько раз ляпнул что-то несуразное в микрофон, но быстро ретировался под строгим взглядом Винни, который взял роль общения с фэнами на себя, клятвенно обещая еще не раз приехать в Польшу. Единственной неприятностью, пожалуй, была проблема у Винни с гитарой, которую ему постоянно приходилось подстраивать. Все остальное превосходило все ожидания: звук, свет и вселенская тоска в песнях. Просто фантастическое выступление!!!

А вот дальше меня ждало потрясение, ибо на сцену вышли поляки Vader. А теперь вспомните, как они выступали в Москве в "Р-клубе" совсем недавно. Вспомнили? А теперь можете забыть это навсегда, так как Vader для 300 фэнов и Vader для стадиона Сподек - это две совершенно разные группы. Создается впечатление, что в Россию люди едут исключительно попить водки, покувыркаться с группиз, но уж точно не в погоне за качественным шоу. По быстрому отчесать на сцене и вперед к водке, трэшу и угару. А MetalMania - это вам серьезный фест, в следующий раз могут не пригласить, так что ответственность колоссальная. Так вот Vader со своими "Revelations" смотрелся как настоящая всемирная звезда, жирно и пафосно. "Epitaph (For Humanity)" зажгла настолько мощно, что даже после того, как стихли финальные аккорды, половина партера продолжала прыгать и трясти хаером. Единственным недостатком шоу Vader можно назвать непрекращающееся даже между песнями моргание стробоскопов. Они задолбали!!!

Специальными гостями MetalMania в этом году значились Opeth. Эх, говаривали мне знающие люди, что Opeth на сцене - это тоска смертная. Увы, они оказались правы. Ни одного лишнего движения, шаг влево, шаг вправо считается побегом. Ощущение, что сидишь перед неподвижным задником и параллельно прослушиваешь компакт-диск. Разумеется, приятно было услышать как "Deliverance" и более раннюю "Demon of the Fall", так и материал для нового альбома "Damnation". Однако с таким же успехом я могу послушать все это и дома, попивая кофе и наслаждаясь CD. Т.е. с общепознавательной точки зрения это выступление стоило увидеть, но вот второй раз не пойду на Opeth ни за что.

Чем ближе был финал, тем больше у меня возникало вопросов. Один из них был - за что в Польше так любят Saxon. Первый раз Saxon играли в Польше в 1986 году, второе пришествие ожидалось на MetalMania в прошлом году, но отменилось из-за болезни сына Бифа. Обещанного не пришлось ждать три года, как в случае с Anathema. И все-таки, я понимаю, что всем бы в полтинник с небольшим выглядеть как Peter Byford, но из него уже явно сыплется песок. Это безнадежно глупо через каждые три слова вставлять "fucking" и делать телодвижения руками на уровне половых органов, подчеркивая, что залу надо напрягать яйца, чтобы петь хором также круто, как вокалист. Ну да, у Saxon есть хиты и многолетняя история, но не стоит превращать хэви-металл в балаган. В общем, сие было интересно только для преданных поклонников данного коллектива, коих было в зале немало. Самое смешное, что в VIP-ложе, где я сидела, колбасились под Saxon только три журналиста из немецкого Legacy, причем, когда в традиционном соревновании "перепой вокалиста", очередь дошла до нашей ложи, гробовое молчанье было ответом Бифу. Для тех, кому это интересно, среди вещей, сыгранных Saxon: 20 000ft., Princess of the Night, Denim&Leather, Court of The Crimson King, Ride Like The Wind.

Мы все понимаем, что райдер вещь, которой придерживаться очень сложно, и вместо заявленного финала феста в полночь, в это время на сцену еще только вышли хэдлайнеры Samael. И тут все поняли, кто на MetalMania действительно главный. Маэстро Vorph был одет в темно-бордовую майку, черную юбку ниже колен и здоровенные "нью-роки". Xy наконец-то сбрил негустую растительность на голове и стал от этого смотреться более стильно. А худощавый маленький Mas в своем черном комбинезоне напоминал чертенка, лихо отплясывающего адские танцы. Вся сцена превратилась в один гигантский живой организм. На громадном экране копошились разноцветные амебы, желтые прожекторы выхватывали из задымленного пространства то Vorph, то Xy, которые наряду со старыми вещами представляли свой новый проект "Era One", где будет только вокал, клавишные, электроника и сэмплы ударных. Незабываемое зрелище. Плавное движение руки Vorph'а, и зал взрывается. Темная сторона открыла свои манящие объятия, и мы добровольно погружаемся в мрачный мир музыки Samael.

Однако все хорошее рано или поздно приходит к концу, в час ночи MetalMania 2003 завершилась. Усталые и довольные мы шли в гостиницу. Удивительно, но когда мы входили утром на Сподек, на улице светило солнце, было по-весеннему тепло, а когда вышли, то погода поменялась кардинально - выпал снег, стало по-зимнему морозно, словно и не день мы провели на фесте, а целую вечность. И тем не менее, мы знаем, что расстаемся в приветливым польским городом Катовице всего лишь на год, чтобы приветливым апрельским утром вернуться туда в следующем году и снова забыть обо всем, только металл и хорошее настроение… Да будет так!

RAG DOLL
MetalKings.ru
(апрель, 2003)

MetalKings.ru выражают благодарность компании Metal Mind Productions
и лично Agnieszka Pacyga за предоставленную аккредитацию.

Copyright © MetalKings.ru 2000 - 2017


НАЗАД на главную

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Любые перепечатки материалов данного сайта требуют письменного согласия его владельца.
Ваши запросы направляйте по адресу ragdoll@metalkings.ru

новости |  анонсы |  концерты |  интервью |  рецензии |  конкурсы |  обновления |  контакты |  главная |  sitemap