- TIAMAT -

"Я не контролирую процесс развития группы, она движется туда, куда ведет ее наше подсознание", - это высказывание лидера Tiamat Йохана Эдлунда (Johan Edlund) как нельзя лучше подходит для описания творческого пути прославленного шведского коллектива. За 14 лет карьеры музыка Tiamat изменилась от брутального дэта до танцевального готик-рока, и невозможно предсказать, в какие музыкальные дали занесет Йохана и его музыкантов в следующий раз. Так или иначе, имя Tiamat уже вписано в историю тяжелой музыки золотыми буквами, а если вы еще не знаете за какие заслуги, то устраивайтесь перед экраном поудобней и читайте…

Прототип Tiamat возник в 1988 году в Швеции под названием Treblinka. Столь милое и приятное на слух имя Йохан позаимствовал у нацистского концлагеря, в котором было уничтожено несколько сотен тысяч узников. Правда, кроме названия, группа ничем больше не выделялась, поскольку играла сырой блэк-дэт-метал с заимствованиями из Celtic Frost и Bathory. В таком виде группа просуществовала два года и выпустила демо-кассеты "Crawling In Vomit" и "The Sign Of The Pentagram", а также самофинансируемый EP "Severe Abdominations", после чего все-таки решила сменить слишком уж вызывающее название на более загадочное Tiamat. Что это такое? Да всего лишь богиня хаоса в мифологии шумеров, древнего народа, жившего в незапамятные времена на территории Месопотамии. Соответственно, дебютный полноформатник решено было назвать подобающим образом - "Sumerian Cry".

Диск вышел в 1990 году и особого успеха не имел. Английское издание журнала "Metal Hammer" высказалось по поводу альбома коротко и ясно - "total shit". Пластинка и правда не сильно отличалась от десятков дэтовых релизов, как раз в тот момент наводнивших рынок. Тем не менее, "Sumerian Cry" привлек к группе внимание молодого, но энергичного лейбла Century Media, который предложил Йохану и его коллегам контракт и по сию пору работает с группой. В состав Tiamat на тот момент входили Hellslaughter (за этим псевдонимом укрылся Йохан) - гитара, вокал, Juck (Jorgen Thullberg) - бас, Emetic (Stephan Lagergren) - гитара и Najse (Anders Holmberg)- барабаны). Второй альбом "The Astral Sleep" появился через год и моментально сделал группе серьезное имя на европейской металлической сцене. Типичный дэт-метал на нем был разбавлен солидными кусками дума и хэви-металлическими риффами, в результате чего Tiamat стали одними из основателей нового стиля - death doom, а "Astral Sleep" стал считаться классикой этого направления наряду с легендарным диском "Gothic" Paradise Lost. На диске уже играют три новых музыканта - гитарист Thomas Petersson, барабанщик Niklas Ekstrand и клавишник Jonas Malmsten.

Не сбавляя темпа, группа уехала на гастроли, а через год порадовала нас новым диском "Clouds", который получился еще сильнее предыдущего. Немного более мелодичный и атмосферный, он также оказался и куда более хитовым, а песни "In A Dream" и "The Sleeping Beauty" были признаны классикой сразу после опубликования. Особо стоит отметить потрясающую дум-балладу "A Caress Of Stars", текст которой Эдлунд написал в соавторстве со своей девушкой Hanna Stjarvind. Немало вопросов вызвала обложка диска, изображающая распятого ворона, и тексты песен, простые, но в то же время очень неоднозначные. Ни оккультизмом, ни тем более сатанизмом в них даже и не пахло, но перевернутый крест на шее Йохана и аналогичная символика в логотипе смотрелись как явная провокация. Эдлунд объяснял использование этих символов желанием выделиться из толпы и отстаивать право на собственное мнение. "Clouds" имел шумный успех по всей Европе и Tiamat были признаны чуть ли не королями дума.

Правда, внутри группы назревали противоречия. Во время записи "Clouds" в составе появились басист Johnny Hagel и клавишник Kenneth Roos. А после ряда туров Эдлунд и Хагель остались в гордом одиночестве. Разногласия были так сильны, что было даже объявлено о распаде Tiamat и выходе прощального концертника "The Sleeping Beauty - Live In Israel". Этот пяти-песенный миньон (записанный в январе 1993 года уже с сессионным барабанщиком Lars Skold) и в самом деле вышел, но группа не распалась. Йохан и Джонни, плюс Ларс и еще один сессионщик - гитарист Magnus Sahlgren, стали работать над новым альбомом.

"Wildhoney" вышел в 1994 году и потряс металлический мир до основания. До этого никто не отваживался на столь смелое сочетание металла и готики, на столь смелый переход от брутальности к атмосферности. "Wildhoney" начинается типичной песней Tiamat времен "Clouds" - "Whatever That Hurts", однако по мере приближения к концу альбома материал становится все более медитативным и просто фантастически красивым. Композиции "Do You Dream Of Me?" с соло на акустической гитаре и "Pocket-Size Sun" с женским бэк-вокалом вообще не поддаются описанию - это надо слышать. Именно услышав "Wildhoney", большинство металлистов - и слушателей, и музыкантов - открыло для себя готику, и хотя думовые группы и раньше включали в музыку готические элементы, так далеко не заходил никто. "Wildhoney" является одним из самых продаваемых релизов Century Media за всю историю этой компании, и если его еще нет в вашей коллекции, вы многое упустили.Кстати, если ваша знакомая девушка никогда не слышала металла, но интересуется, что это такое, дайте ей послушать "Wildhoney" - для просветительских целей он подходит просто идеально.

После выхода "Wildhoney" и гастролей, в том числе на разогреве у Black Sabbath, Tiamat надолго лег на дно. Эдлунд разводился с женой и искал утешения в наркотиках, Ларс Скольд играл, где позовут, Джонни Хагель подружился с Маттиасом Лодмальмом из Cemetary и вошел в его новый проект Sundown, а Магнус Сальгрен просто отбыл в неизвестном направлении. На место Магнуса в Tiamat вернулся Томас Петерссон, а басистом стал Anders Iwers, бывший коллега Лодмальма по Cemetary. Именно таким составом был записан альбом 1997 года "A Deeper Kind Of Slumber" - диск настолько завернутый, что практически никто не смог понять его до конца. Собственно говоря, это уже не металл, а психоделическая смесь дарк-уэйва и Pink Floyd, явно сочиненная под кайфом и предельно антикоммерческая. Эдлунд уже не рычит, как в былые годы, а поет очень тихим и чистым голосом, практически шепотом, а музыка стала настолько медленной и расслабляющей, что выделение отдельных треков из альбома просто не имеет никакого смысла - это саундтрек к пограничному состоянию между сном (наркотическим?) и реальностью, где все туманно и зыбко, и один образ перетекает в другой, так и не успев до конца оформится. О прошлом Tiamat напоминает лишь готик-роковая "Cold Seed", которая практически сразу же вышла синглом, но с остальной частью альбома она не имеет практически ничего общего.

"A Deeper Kind Of Slumber" неплохо продавался, но старые фэны не приняли новый звук и особенно имидж группы - бритый наголо Эдлунд с разрисованным странными символами лицом зашел слишком далеко даже для 1997 года, когда расставание с хайром стало повальным явлением. Первое выступление Tiamat после выхода альбома вообще чуть не провалилось - зрители польского фестиваля Metalmania толпами повалили из зала, услышав вместо привычных гитарных запилов "какую-то атмосферщину". Позже ситуация стабилизировалась - "A Deeper Kind Of Slumber" нашел свою публику в готических кругах, где оригинальный внешний вид и расслабляющая музыка только приветствуются.

Никто не ждал от Йохана шага назад, но он его сделал - диск 1999 года "Skeleton Skeletron" получился куда живее и энергичнее предыдущего. Более того, он стал значительно более приземленным и менее абстрактным - переехав к новой подруге в Германию, Йохан вышел из многолетней депрессии и решил показать миру свою светлую сторону. Композиция "Brighter Than The Sun", сделанная в духе Sisters Of Mercy, стала клубным хитом, а оригинальный видеоклип, где Эдлунд в костюме тореадора сражается с огромным грузовиком, попал во все мыслимые сборники как готических, так и металлических клипов. Без сюрпризов диск, разумеется, не обошелся - чего стоит один только кавер Rolling Stones (!) "Sympathy For The Devil" и песня "Best Friend Money Can Buy", выдержанная в духе "любовных" баллад Ника Кейва. Кстати, перед записью Томас Петерссон в очередной раз ушел из Tiamat, и группа работала в студии втроем. В 2000 году Йохан решил на время свернуть деятельность Tiamat и заняться сольным проектом Lucyfire. Диск "This Dollar Saved My Life At Whitehorse" вышел через год и представлял собой нечто уж вовсе невероятное - откровенно издевательский готик-поп с танцевальным уклоном. Не рекомендую вам пытаться воспринимать альбом всерьез, похоже, что Эдлунд откровенно потешается над собой и над слушателем - послушайте хотя бы песню с чудесным названием "Thousand Million Dollars In The Fire" или кавер-версию хард-буги хита 80-х "Sharp Dressed Man" (ZZ Top). Даже название альбома ("Этот доллар спас мне жизнь в городе Уайтхорс") взято из мультика про Дональда Дака!

"На создание этого материала меня вдохновило посещение клубов, где люди вовсю отрывались под "Brighter Than The Sun". Я впервые понял, что своей музыкой я могу не только вызывать у людей мрачное суицидальное настроение, но и развлекать их", - говорит Йохан. Вдоволь повеселившись с Lucyfire, Эдлунд вновь взялся за работу с Tiamat. Осенью 2001 года группа (вместе с вернувшимся Петерссоном) засела в копенгагенскую студию Puk, и к Новому году альбом "Judas Christ" был готов. В январе вышел сингл "Vote For Love", прослушав который, становится понятно, что Эдлунд продолжает линию Lucyfire, только с более роковым звуком. "Я уже не молод (Йохану только что исполнился 31 год - прим. авт.) и кое-чего повидал на своем веку, так что я больше не могу оставаться безразличным к тому, что происходит в мире. Все последние события заставили меня переосмыслить прошлое и задуматься над тем, каким меня запомнят, если я вдруг умру. Не хотелось бы, чтобы я остался в памяти людей эдаким меланхоликом, который распространяет вокруг себя ауру тоски и безысходности", - говорит Йохан.

Тем не менее, на концертах группа продолжает исполнять старые вещи, так что тем, кто придет 30 марта в Горбушку, представится неплохой шанс ознакомится сразу с несколькими сторонами творчества Tiamat. Да, чуть не забыл: "Judas Christ" уже месяц как в продаже.

Roman The Maniac
MetalKings.ru

март 2002

НАЗАД на главную

Copyright © MetalKings.ru 2000 - 2017

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Любые перепечатки материалов данного сайта требуют письменного согласия его владельца.
Ваши запросы направляйте по адресу ragdoll@metalkings.ru

новости |  анонсы |  концерты |  интервью |  рецензии |  конкурсы |  обновления |  контакты |  главная |  sitemap