ПИСЬМО МЕЛОМАНУ

Дорогой мой меломан!

Пишет тебе добрый друг, который весьма озабочен твоей музыкальной культурой. Ты молод, дерзок и честен перед другими и перед самим собой. Ты точно знаешь, что тебе нравится в музыке и тебе не смогут "впарить" свой недоброкачественный продукт всяческие там нерадивые музыканты, ибо ты слушаешь музыку не ушами, а сердцем и душой! Если ты, мой друг, с первых строк понял, что данное письмо относится к тебе, то устраивайся поудобнее, и читай дальше. Однако я должен признаться, что мучаюсь сомнениями по поводу твоей компетентности в вопросе качественной музыки…

В силу своего увлечения я волей-неволей слежу за музыкальными веяниями молодежи нашей страны и зарубежья. Я навсегда утратил способность воспринимать музыку как приятный фон при управлении автомобилем, употреблении пива, при поцелуях со своей девушкой и т.д. Мне сложно проделывать все вышеперечисленное одновременно с "саундтреком" и, при этом, не отвлекаться на него, не отбарабанивать ритм пальцами, не вникать в смысл слов. Причем, не важно, что в данный момент звучит из динамика: хип-хоп, дум-металл или русский шансон. Однако я смог вынести из своего недостатка огромную пользу. И что же мне это дало? Мне кажется, что я познал истину, нашел ответ на старый как мир вопрос о том, что следует считать качественной музыкой, а что слить в отстой и навсегда забыть, как страшный сон.

Я сразу хочу оговориться, дорогой меломан, речь не пойдет о преимуществах одного музыкального жанра перед другим, я не стану утверждать то, что попса дерьмовее металла не только потому, что это вконец изнасилованная тема, а хотя бы потому, что я так не считаю. Помни, мой дорогой меломан, любой музыкальный жанр по-своему прекрасен!!! Дело в том, что вне зависимости от того или иного музыкального направления, каждое из них богато и достойными представителями (назовем их хорошими парнями), и откровенными мошенниками или просто бездарями (эти, соответственно, плохие парни). Причем я не бросаюсь в крайности, я просто разделяю их на два лагеря с четко выраженной границей потому что нельзя одновременно быть немного "хорошим парнем" и немного "плохим". Кроме того, из "хорошего парня" можно превратиться в "плохого", но никогда наоборот. Я допускаю, что в этом утверждении я могу быть и не прав, однако, иного лично я до сих пор не встречал. Еще, я хотел бы добавить, мой дорогой меломан, что в нашей отечественной ПОП индустрии "хорошие парни" вообще отсутствуют, а в РОКе их с каждым днем становится все меньше! Для простоты восприятия этого письма, мой дорогой меломан, как ты уже наверно догадался, я предложу тебе два классических музыкальных направления. Это будет ПОП и РОК. Опять оговорюсь, разделять эти направления, утверждать, что они существуют параллельно друг другу и имеют разную природу - ошибочно. Если по науке, то ПОП - есть следствие либо, более современная (более модная) форма РОКа. Однако я не хотел бы утруждать твой пытливый ум, мой дорогой меломан, и откровенно "грузить" тебя условностями. Систематизировать такие категории как музыкальные направления я не возьмусь, просто потому что не имею ученой степени в этом вопросе. Итак, ПОП и РОК, вот мы наконец добрались до самого главного!

А главное, как ни странно, кроется в очень классических явлениях, таких как страсть, порыв, мечта и любовь.

Возьмем ПОП. Казалось бы, какие там страсть и порыв могут скрываться в ПОПсе, ведь все завязано на "бабках". Все просто, только в нашей стране, ПОПса является для исполнителя средством для "зашибания бабок". Нет, я не утверждаю, что музыкант не должен иметь высокий доход от своей деятельности, более того, я всеми руками и ногами за это!!! Однако вознаграждение должно быть оправданным, должно соответствовать затраченной душевной энергии музыканта.

Как же это происходит в России. Дядя продюсер ищет пару тройку "девах", в каком-нибудь второсортном стриптиз клубе, заставляет их петь, записывает альбом, снимает "клипец" чтобы побольше сисек в экран, а затем крутит это все, не переставая, по ТВ и Радио. Дело сделано. Денежки поплыли в карман - все довольны. Если надоели стриптизерши, то можно найти геев, трансвиститов или других извращенцев. Группа Та-Ту например очень популярна не только в России, но и за рубежом. Однако лишь потому, что в любой цивилизованной стране продюсер подобного проекта мог бы легко отправиться в места не столь отдаленные, например, за растление малолетних. Мы же (народ), переполнены гордостью за то, какой наши девки производят фурор там за бугром.

Другой вариант. Дочка или сынок, какого-нибудь "денежного мешка", захотели попеть. Им бы балалайку в руки, да в подземный переход. Однако нет, "мы" раскошеливаем папулю, вылезаем на эстраду и пугаем своим гнусавым вокалом маленьких детей (за примерами далеко ходить не надо).

Качество продукта, производимого вышеперечисленными субъектами, в отношении "саунда", должен признаться, впечатляет. Это и не удивительно, ибо обычно, над материалом трудятся армии профессиональных музыкантов и звукорежиссеров. От личных талантов горе-исполнителей, которым достаются все лавры, успех подобного проекта не зависит. Прослушивая вышеозначенный материал, дорогой мой меломан, ты подсознательно наслаждаешься плодами трудов тех, кто старательно пытался скрыть все огрехи доморощенных "звезд". Тех кто, вооружившись по последнему слову техники, сделал из средненькой аккордовой прогрессии и еще более средненького вокала, конфетку. Все вышеперечисленное не имеет никакого отношения к той ПОПсе, которая вправе будоражить массы и твой утонченный вкус, мой дорогой меломан. Эта ПОПса лжива и холодна к тебе, мой друг. Она лишена страсти и порыва. В ней нет тех тяжких трудов, которые должен вложить исполнитель и быть за то достойно вознагражденным. Главная твоя задача, мой дорогой меломан, заключается в том, чтобы не поддаваться на провокации и сходу отвергать таких "халявщиков".

Однако не все так плохо, как могло бы показаться на первый взгляд. Зарубежная ПОП-индустрия тоже богата бездарями, но там их на много меньше чем в России. Кроме таких пустышек как Britney Spears или Back Street Boys, "заграница" имеет Стинга, Мадонну, Шер, A-HA и т.д. Последние, мой дорогой меломан, обладают исключительным правом называться классиками мирового ПОПа. Чтобы убедиться в достоинствах этих исполнителей, мой дорогой меломан, тебе следует внимательно прослушать их материал, а главное посмотреть концерты. Уверяю, что та душевная самоотдача, с которой выступают вышеуказанные субъекты, не сможет оставить тебя равнодушным к их творчеству. Страсть, с которой Мадонна проводит свои концерты, я мог бы смело сравнивать с рок-н-рольным трансом, в который впадает во время концерта Ларс Ульрих, барабанщик группы Metallica, да и любой другой "тяжелый" музыкант. Профессионализм шоу-постановщиков, попадает в резонанс с талантом ПОП-звезды и народу является качественный продукт ПОП-индустрии, на который не грех и потратиться. По этим законам живет все прогрессивное человечество, однако, как не напрягаются шоу-постановщики Britney Spears, ничего достойного у них не выходит. Причина в том, что у "звезды", ради которой все это придумано, отсутствуют элементарные способности к самовыражению на сцене. Все делается, как бы по указке, по заранее заученному сценарию. Здесь нужно подпрыгнуть, здесь нужно присесть. Популярность таких "слепленных из того, что было" звезд предопределяется тем, что на ряду с водой и огнем, на работающего человека, например, тоже можно смотреть бесконечно долго. Ни страсти, ни характера, я здесь не наблюдаю. Результат - халтура сквозит из всех щелей. Миллионная армия поклонников и возможно ты сам, мой дорогой меломан, могут со мной и не согласиться. Тогда, можешь смело записывать себя в жертвы своеобразного "черного пиара".

Я попытался кратко раскрыть для тебя проблемы мировой ПОП-музыки мой друг. Данной тематики я намерен еще не раз коснуться в дальнейших очерках, а посему пришло время переходить к РОКу.

РОК в нашей стране существует очень давно. За время своего существования он претерпел массу метаморфоз. Если, до перестройки, РОК являлся своеобразной культурой протеста "совковому" обществу, то, с приходом "рынка", он остался как бы не у дел. Пришлось музыкантам искать новые пути развития и заработка. Одни, например, занялись кулинарией на центральном телевидении. Другие продолжают играть, но устраивают при этом совместные проекты с каким-нибудь популярным музыкантом. К сожалению, популярность, вышеуказанных РОКеров базируется лишь на ностальгии слушателя. Должен признаться, что сие является сугубо Российским явлением и к традиционному року имеет весьма посредственное отношение, чем выделяет себя в отдельный жанр под названием Русский рок. Я не вижу смысла в том, чтобы и далее продолжать комментарии, относящиеся к вышеназванным музыкантам, ибо, в свое время, они прогнули под себя этот изменчивый мир, за что им честь и хвала. Однако время их, как не прискорбно это признавать, уже давно прошло. Чтобы не быть голословным, приведу тебе в пример существование такого проекта как "Легенды русского рока". Уже само слово "легенды", о чем-то говорит.

Время идет, общество развивается, растет спрос на РОК музыку. К этому, как ни странно, хорошенько приложила руку и сама ПОПса. Задалбывая всех крутиться без перерыва по каналам ТВ и радио, ПОПса собственноручно подписывает себе смертный приговор. Слушателю хочется чего-нибудь более интеллектуального, а, как известно - спрос рождает предложение. Только вот предложение это, к моему искреннему сожалению, опять имеет "отечественный" оттенок. Хочешь интеллектуальности? Получай "…выстрелю в спину, выберу мину…" или, вот еще шедевр стихосложения "…в подворотне нас ждет маньяк, хочет нас посадить на крючок, руку выше бедра, он как столб, смотрит в щелочку штормо-отряд…" класс… Интеллект так и прет!!! Так ведь слушают, мой друг, и будут слушать! В России, я могу выделить лишь две РОК-группы с осмысленными текстами песен. Это "Ария" (которой, кстати, не долго осталось…) и "Король и Шут". Последние, в свою очередь, с подачи одной известной журналистки называются теперь просто - ГОВНОРОК. Среди их поклонников, по мнению той же журналистки, преобладают учащиеся ПТУ, и, вообще, полные тупицы. Ну, как же? Для того чтобы понять фразу "…от козы пахло сеном и молоком, на нее забирался пацан верхом, у калитки на лавке сидели несколько баб…" много ума не надо, но чтобы осмыслить слова "…меньше всего нужны, мне твои камбеки…" необходимо быть "семи пядей во лбу".

По моему убеждению, мой друг, тексты этих высокоинтеллектуальных песен существуют для того, чтобы слушатель ошибочно считал, что в них скрыт глубокий смысл. Уверяю тебя, мой дорогой меломан, никакого скрытого, глубокого, важного смысла в таких песнях нет, и никогда не было. Я знаком с мнением, что эту музыку не надо понимать, ее нужно чувствовать душой. Быть может мой дорогой меломан, только есть одно "НО"… Приятель, однажды показал мне очень интересную компьютерную программу, которая умеет писать стихи. Человеку нужно только задать размер стиха и программа сама выбирает из банка рифмованные слова. Получается весьма складно. Только вот, смысла в этом произведении, не больше чем в вышеуказанном (которое нужно чувствовать). Сверху можно наложить незатейливую музыку и РОК-шедевр готов, а благодарный слушатель боготворит музыканта за высокоинтеллектуальную чушь его песен! Я все же надеюсь, что наши РОК-гении, при написании текстов, такой программой не пользуются, сие, например, частенько подтверждается отсутствием элементарной рифмы в произведениях, но это все равно нечего не меняет и смысла не прибавляет. Ну не может он писать стихи, а очень хочется! Выход есть! Пишет абракадабру, а ты, мой дорогой интеллектуал-меломан, принимаешь все, за чистую монету. Получается, что популярность проектов подобного рода, существует, за счет тебя и таких как ты, мой друг!

К звуковому сопровождению вышеозначенных песен, лично у меня претензий нет, хотя, по мнению других, наиболее продвинутых музыкантов, здесь тоже масса недочетов. Если быть точным, мнения сводятся к тому, что музыка "наших" РОКеров обычно слишком проста и тривиальна, что в ней нет изюминки и индивидуальности. Нет, конечно, она сделана с соблюдением всех музыкальных постулатов, однако это и плохо, поскольку получается слишком уж стандартно. Я же предположу, что это делается музыкантами не от ограниченности, а намеренно. В этом случае, потенциальный поклонник, посредственно разбирающийся в живой музыке, не слишком "загружается" сложными пассажами музыканта и пополняет собой армию, уже существующих поклонников. Только вот беда. Какой, к лешему, он тогда РОКер, если в ущерб качеству, ставит погоню за фанатами, это, батенька, самая что ни наесть ПОПса. Разумеется, что не о какой страсти и любви здесь и речи быть не может. Короче, если назвался РОК-музыкантом, то будь честен перед слушателем, а главное перед самим собой, и судьба непременно наградит тебя, а не наградит, так и пошло все к чертям, это ведь рок-н-ролл!!!

На этом я хотел бы закончить свое письмо и, в завершение, мой дорогой меломан, я пожелаю тебе, быть всегда на чеку, с улыбкой на устах с корнем вырывать из своего сознания сорняки халтуры и лицемерия и тогда, ты непременно увидишь "небо в алмазах"!!!

Все, целую, с наилучшими пожеланиями,
барабанщик группы "ЗатмениЕ" Ярослав Крек

август, 2002

Затмение - официальный сайт группы


Подписаться на новости от MetalKings.Ru:


НАЗАД на главную

Copyright © MetalKings.ru 2000 - 2017

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Любые перепечатки материалов данного сайта требуют письменного согласия его владельца.
Ваши запросы направляйте по адресу ragdoll@metalkings.ru

новости |  анонсы |  концерты |  интервью |  рецензии |  конкурсы |  обновления |  контакты |  главная |  sitemap